Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Изложение - Урок 3 - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Цель уроков: развивать навыки письменного изложения текста, развивать творческие способности учеников, совершенствовать навыки грамматического разбора.
Методические приемы: изложение, грамматические задания, творческая работа.
Ход уроков
I. Изложение
Открытие Пристли
Летом 1771 года английский естествоиспытатель Пристли искал способ очистки воздуха, испорченного горением. Заключив порцию непригодного для дыхания воздуха под стеклянный колпак, Пристли проделывал с ним различные манипуляции: освещал ярким светом, нагревал, охлаждал, сжимал, разреживал. Ничто не помогало: мышонок, посаженный под колпак, погибал, свеча — гасла.
Однажды Пристли поместил под колпак растение: мяту в горшочке. Он не очень надеялся на удачу, так как знал, что растениям тоже нужен чистый воздух. Занявшись другими делами, ученый с неделю не подходил к колпаку.
Уверенный, что растение уже пожелтело и засохло, он однажды приблизился к сосуду и замер, пораженный: растение под колпаком ярко зеленело, не обнаруживая никаких признаков увядания.
Пристли ввел под колпак свечу. Она не гасла. Убрал свечу, посадил белого мышонка. Тот тоже жил. Повторив опыт и убедившись, что ошибки нет, Пристли выступил с сообщением в Лондонском Королевском обществе.
«Мне посчастливилось, — сказал он, — открыть один из исправителей воздуха, которым пользуется природа. Это растительность».
В 1779 году другой ученый уточнил вывод Присли:3астения исправляют воздух, но только на свету и только зелеными своими частями, то есть по преимуществу листьями. (175 слов.)
II. Грамматические задания
1. Отметить предложения с обособленными определениями и обстоятельствами (желательно сохранить их при изложении), подчеркнуть их как члены предложения.
2. Сделать синтаксический разбор одного предложения с обособленными членами.
III. Творческое задание
Ответить на вопрос (он записан на доске): «В чем, по-вашему, заключается важность открытия Пристли?
Примечания к работе над изложением:
1) После первого чтения текста на доске должны быть записаны слова: Пристли, манипуляции, Лондонское Королевское общество, 1771 г., 1779 г.
2) Пока ученики пишут изложение, на доске должно быть записано грамматическое задание и вопрос к творческому заданию.
3) На втором уроке для проверки можно пользоваться лингвистическими словарями.
4) Возможен другой вариант работы с текстом: дать его в виде диктанта, а грамматическое и творческое задания оставить неизменными.