Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них - СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них - СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Цель урока: углубление понятия «прямая речь», выработка навыков постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложениях.

Методические приемы: повторение, объяснение учителя, работа со схемами и таблицей, выразительное чтение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант:

Колорит, зодчество, апофеоз, информация, монумент, воображение, талантливый, секретарь, стипендия, митинг, депутат, диплом, постамент, пьедестал, каникулы, сезон, фантазия, информировать.


II. Слово учителя

Способов передачи речи довольно много. Это, во-первых, предложения с прямой речью. Прямая речь — это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес или написал.

Уточним. Во-первых, воспроизвести можно не только слова, но и мысли: Только бы меня не спросили!» — подумал Андрей.

Во-вторых, выражение «чужая речь» условно. И сам говорящий может воспроизвести свою речь. Например: Я попросил учителя: «Повторите, пожалуйста, вопрос».

Можно использовать косвенную речь. Например: Я попросил, чтобы учитель повторил вопрос.

Эту же информацию можно передать предложением с дополнением: Я попросил учителя повторить вопрос.

Обратимся сначала к уже знакомой вам прямой речи.


III. Повторение

— Вспомните, что такое прямая речь? Приведите примеры предложений с прямой речью.

— Как называются слова говорящего (пишущего)?

— Как ставятся знаки препинания при прямой речи?


IV. Работа с учебником

Прочитайте § 35, найдите новую для вас информацию о прямой речи и знаках препинания при ней.


V. Составление таблицы «Схемы предложений с прямой речью»

Выполняем таблицу на доске и в тетрадях.


Схемы

Примеры

А: «П».

Фотограф пошутил: «Сейчас вылетит птичка».

А: «П!»

Прозвучала команда: «На старт!»

А: «П?»

Она тихо произнесла: «Можете ли вы простить меня?»

«П», — а.

«Лесть и трусость — самые большие пороки», — громко промолвила Ася.

«П!» — а.

«Внимание!» — вдруг раздался голос из динамиков.

«П?» — а.

«Который час?» — спросил прохожий.

«П, — а, — п».

«Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».

«П! — а. — П».

«Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал».

«П? — а. — П».

«А что же главный герой? — подумает читатель. — Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше».

«П, — а. — П».

«Моя работа кончена, Паоло, — сказал он мне однажды.— Береги себя и возвращайся домой».


Комментарий к таблице. Можно попросить учеников устно привести свои примеры на разные случаи предложений с прямой речью. Добавим, что этими схемами не исчерпываются варианты таких предложений. Например, восклицательный и вопросительный знаки могут стоять в обеих частях прямой речи, разорванной словами автора.

Понаблюдаем, какие глаголы со значением речи и мысли встретились в примерах. Добавим другие примеры.


VI. Тренировочные упражнения

Упр. 392 — устно; выразительное чтение; составление схем предложений — письменно.

Упр. 393 (I) — письменно. Предварительно прочитать предложения, соблюдая правильную интонацию, ответить на вопрос упражнения.


Домашнее задание

§ 35, упр. 393 (II); придумать примеры к схемам таблицы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]