Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Статья - ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИКИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ М. М. РАЗУМОВСКОЙ И ДР.
Цели: совершенствовать навыки устной речи; углублять знания о публицистике и её жанрах; показать характерные особенности статьи; развивать речевую компетентность, навыки анализа текста.
Планируемые результаты: знание признаков публицистического стиля и особенностей его жанров; владение элементами анализа текста; умения искать и находить информацию в разных источниках, анализировать текст-статью, создавать устный и письменный текст-статью.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Повторение сведений о публицистическом стиле речи
— Какие средства публицистического стиля вы знаете? (Риторические вопросы и обращения, побудительные предложения; чёткость, краткость и ёмкость изложения, ясно выраженная авторская позиция.)
— Какие проблемы ставят произведения публицистического стиля?
Комментарии
Произведения публицистического стиля ставят не только проблемы войны и мира, прав и свобод человека, но и проблемы патриотизма, защиты природы, гуманизма, призывают к добру, терпимости, взаимопониманию. Бывает, что публицистические тексты выполняют сиюминутные задачи: например, привлечь потенциальных избирателей на сторону определённого кандидата, а авторы пользуются не совсем честными приёмами: утаивают негативные факты, преувеличивают заслуги человека, стремящегося к власти. Нас же интересует, прежде всего, честная публицистика, ставящая перед обществом важнейшие проблемы, привлекающая внимание к процессам, происходящим в обществе.
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение теоретического материала (с. 108—111).)
— Что характерно для рассуждения? (Примерный ответ. Для рассуждения характерно развитие мысли, приводящее к определённым выводам. Это развитие проходит три этапа: 1) тезис (высказывание какой-либо мысли); 2) доказательство или опровержение этой мысли с помощью определённых доводов, аргументов; 3) вывод, который из этого следует. Рассуждение может быть коротким, а может быть весьма пространным.)
III. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 175, 176 — чтение статьи, обсуждение вопросов и заданий.
2. Упр. 177 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
3. Упр. 178, 179 — устное выполнение.
4. Упр. 180 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
5. Упр. 181 (1) — чтение текста, обсуждение заданий.
IV. Подведение итогов урока
— Что характерно для жанра статьи?
— Какова композиция статьи?
— Какой тип речи характерен для проблемной статьи?
Домашнее задание
1. § 29.
2. Упр. 181 (2).
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 181 — чтение и обсуждение текста-рассуждения.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1. Упр. 182, 183 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.
2. Упр. 184 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
3. Упр. 187 — чтение и обсуждение материалов к рассуждению.
IV. Подведение итогов урока
— Что характерно для жанра статьи?
— Какова композиция статьи?
— Какой тип речи характерен для проблемной статьи?
Домашнее задание
1. § 29.
2. Упр. 188, 186 (устно).