Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Предложение как единица синтаксиса - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о предложении как основной единице синтаксиса; учить определять границы предложений; развивать навыки изложения текста с изменением лица рассказчика, сокращённого изложения; прививать культуру общения.
Планируемые результаты: знание признаков предложения, его функций; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, излагать текст с изменением лица рассказчика устно и письменно; владение приёмами сокращения текста.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант
Подытожить, сверхинтересный, безымянный, предыстория, межинститутский, предыюльский, небезынтересный, разыгрался, мединститут, изыскать, безысходный, розыгрыш, сверхидейный, подыскать, дезинфекция.
III. Проверка домашнего задания
1. Упр. 47 — обсуждение вопросов и заданий, разбор слов по составу на доске.
Комментарии
Основная мысль текста содержится в первом предложении. Тип речи — рассуждение.
2. Упр. 48 — чтение и обсуждение ответов на вопрос.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 30, 31).
Комментарии
Слова только называют предмет, действие, их признаки; словосочетание называет предметы, действия, признаки более конкретно; предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью, служит для общения, обмена мыслями, выражения чувств.
2. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 32, 33).
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 49 — устное выполнение.
Комментарии
Возможный предшествующий контекст данных предложений:
Спасибо! (Благодарность за обед.)
Ой, чашка разбилась!
Я пошёл гулять.
2. Упр. 50 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо.
3. Упр. 51 — обсуждение вопросов и заданий, самостоятельное выполнение.
Комментарии
Словосочетание затоскует во мне не идеально с точки зрения норм русского литературного языка, надо сказать: “Я затоскую”. Но в контексте фрагмента очерка К. Паустовского подобное выражение вполне оправданно: оно подчёркивает связь человека со своей родиной.
4. Упр. 52 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов и заданий, письменное изложение текста от 3-го лица.
Комментарии
Для сокращения текста можно исключить второстепенную информацию, соединить некоторые предложения, заменить однородные члены обобщающим словом, опустить подробности.
VI. Подведение итогов урока
— Какова функция предложения?
— В чём заключается смысл, содержание предложения? (В отражении окружающей действительности.)
— Каковы отличительные особенности предложения как единицы синтаксиса?
— Как связаны между собой члены предложения?
Домашнее задание
1. § 8.
2. Упр. 53.