Составное глагольное сказуемое - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Составное глагольное сказуемое - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: расширять представления о сказуемом, его признаках; дать понятие о составном глагольном сказуемом и способах его выражения; учить различать простое и составное глагольные сказуемые.

Планируемые результаты: знание способов выражения сказуемого; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять сказуемое в предложении, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант

Исподтишка, расписаться, возглавить, исчезнуть, восстание, израсходовать, издалека, бесцельный, рассчитать, безжалостный, здешний, сгущать, здание, бесполезный, бесспорный, роспись, расцветать, вскрыть, расчёт, чересчур.

Комментарии

В словах исчезать, чересчур раньше выделялись приставки (ис-, черес-); эти слова образованы от корней чез (чезати — пропадать) и чур (грань, предел).

III. Проверка домашнего задания

1. Упр. 98 — чтение составленных предложений.

2. Упр. 102 — чтение и обсуждение сочинений.

— Каковы признаки простого глагольного сказуемого?

— Чем может быть выражено простое глагольное сказуемое?

(Формами любого из наклонений, фразеологическими оборотами книжной и разговорной речи, глагольными междометиями.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 61).)

2. Слово учителя

Если в простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в одном глаголе-сказуемом, то в составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в разных знаменательных словах: лексическое — в неопределённой форме глагола, грамматическое — во вспомогательном слове.

Мы продолжили изучать тему.

Я рад помочь вам.

Вспомогательными словами бывают, во-первых, глаголы со значением начала, конца, продолжения действия {начать, кончить, прекратить, продолжить и т. д.); во-вторых, глаголы и краткие прилагательные с модальным значением, т. е. со значением возможности, желательности, необходимости (хотеть, мочь, желать, рад, должен, обязан, готов, намерен и т. д.). Вспомогательными словами могут быть и глаголы эмоционального отношения: любить, нравиться.

Любишь ты поспорить!

Ему нравилось разыгрывать друзей.

(Примеры вспомогательных слов учитель записывает на доске, а ученики — в тетрадях.)

Если вспомогательное слово — краткое прилагательное, при нём обязательна связка.

Я намерен был уехать сегодня же.

Связка может быть нулевой, если речь идёт о настоящем времени.

Я намерен уехать сегодня же.

Связка легко восстанавливается, если перевести план настоящего времени в прошлое или будущее.

Мы должны это уметь.

Мы должны были это уметь.

Мы должны будем это уметь.

В составном глагольном сказуемом вспомогательное слово может отделяться от инфинитива другими членами предложения.

(Формулу составного глагольного сказуемого (СГС) учитель записывает на доске, а ученики — в тетрадях.)

СГС = вспомогательное слово (слова) + инфинитив.

3. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 61, 62).)

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 103 — комментированное письмо, выполнение заданий, обсуждение вопроса.

2. Упр. 104 — устное выполнение.

3. Упр. 105 — самостоятельное выполнение.

VI. Подведение итогов урока

— Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?

— Какая из частей выражает грамматическое значение сказуемого?

— В какой части заключено основное лексическое значение?

— Какие глаголы чаще всего употребляются в качестве вспомогательных?

— Какие прилагательные в сочетании со служебным глаголом-связкой быть могут выступать в роли вспомогательных глаголов?

Домашнее задание

1. § 20.

2. Упр. 106.






Для любых предложений по сайту: [email protected]