Обстоятельство - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Обстоятельство - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: расширять представления об обстоятельстве; познакомить с основными видами обстоятельств и способами их определения; развивать речь.

Планируемые результаты: знание основных видов обстоятельств; умение определять обстоятельства в предложении.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 142 — чтение предложений с приложениями.)

III. Актуализация знаний

— Запишите предложения под диктовку, обозначьте в них определения, укажите, чем они выражены.

1) Деревья у реки ещё не пожелтели. (Существительное с предлогом.)

2) Человек, глотающий книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. (Причастный оборот.)

3) Это был человек старой закалки. (Устойчивое сочетание.)

4) Цвет бордо, или бордовый, получил название от французской провинции Бордо, издавна славящейся производством виноградного вина. (Существительное, два прилагательных, имя собственное, причастный оборот.)

5) В сказке “Цветик-семицветик” Валентин Катаев использовал традиционные фольклорные мотивы. (Приложение (внутри его ещё одно приложение — семицветик), два прилагательных.)

6) Мистер Твистер — герой одноимённого стихотворения Маршака. (Приложение (имя собственное), прилагательное.)

7) Дубровский выдал себя за учтет-француза. (Приложение.)

8) Подготовку волейболистов к чемпионату по волейболу поручили тренеру Андреевой. (Существительное с предлогом, приложение (имя собственное).)

9) Давай встретимся у дома напротив. (Наречие.)

IV. Работа по теме урока

1. Повторение сведений об обстоятельстве

— Что такое обстоятельство?

— Что общего у обстоятельства и определения? (Обозначают признаки.)

— В чём разница между этими второстепенными членами?

— Какие виды обстоятельств вам известны?

— Чем могут быть выражены обстоятельства?

— К каким членам предложения относятся обстоятельства?

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 87).)

3. Составление таблицы “Виды обстоятельств”

Вид обстоятельства

Вопросы

Примеры

Места

Где? Куда? Откуда?

И хорошо мне здесь становится и, глядя вдаль, подумать, помечтать. (М. Исаковский)

С горы бежит поток проворный. (Ф. Тютчев)

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. (И. Некрасов)

Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. (А. Куприн)

От восхода до заката жизнью улицы кипят. (Е. Трутнева)

Причины

Почему? Отчего? По какой причине?

Сенокос запоздал из-за дождей.

И все почему-то вздохнули.

Образа действия и степени

Как? Каким образом? В какой степени?

Снег падал медленно и бесшумно.

Не очень-то я его боюсь.

Место оказалось совсем неудачным.

Сравнения

Как?

За печкой тикал, как ходики, сверчок. (К. Паустовский)

Цели

Зачем? Для чего? С какой целью?

Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться. (И. Крылов)

Пчела за данью полевой летит из кельи восковой. (А. Пушкин)

Условия

При каком условии?

Чуден Днепр при тихой погоде. (Н. Гоголь)

Уступки

Несмотря на что?

В домах, несмотря на ранний час, горели лампы. (К Паустовский)

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 143 — комментированное письмо.

2. Упр. 144 — обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение, синтаксический разбор на доске.

3. Упр. 148 — устное выполнение.

4. Упр. 152 — обсуждение вопросов, письменное выполнение.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 90).

— Составьте с этими словами словосочетания.

VI. Подведение итогов урока

— Что такое обстоятельство?

— С какими членами предложения связаны обстоятельства?

— Какие виды обстоятельств вы знаете?

Домашнее задание

1. § 27.

2. Упр. 145—147,149—151 (одно по выбору или по группам), 153.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 145—147, 149—151 — чтение и обсуждение заданий.

2. Упр. 153 — выразительное чтение стихотворения, проверка заданий.

III. Работа по теме урока

1. Знакомство со способами выражения обстоятельств

Нам часто встречаются обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах и наречиями. Кроме того, обстоятельства могут быть выражены фразеологическими оборотами (Мальчишки бежали сломя голову), деепричастиями (Ко мне, подпрыгивая, подбежал маленький мальчик) и деепричастными оборотами (Старая берёза росла, с трудом вбирая корнями соки земли), а также неопределённой формой глагола (В школу приходят прежде всего учиться) и сравнительными оборотами (Глубоко в ущелье, как стальной клинок, сверкала узкая река).

Обратим внимание на обстоятельства условия, уступки и цели. По сравнению с другими обстоятельствами они встречаются реже. Чтобы распознать их, можно заменять эти виды обстоятельств синонимичными придаточными предложениями, тогда их значение прояснится.

При приближении грозы надо выключить все электроприборы. = Если приближается гроза, ...

Несмотря на ненастье, парад состоялся. = Хотя было ненастье,... По рассеянности перепутал уроки. = Перепутал уроки, потому что рассеян.

Таким образом можно определять виды обстоятельств, выраженные деепричастными оборотами.

Немного согревшись, охотник уснул. = Охотник уснул, потому что согрелся.

Проиграв первый гейм, теннисист всё же выиграл партию. = Теннисист всё же выиграл партию, несмотря на то что проиграл первый гейм.

Особое внимание надо уделить обстоятельствам, выраженным сравнительными оборотами. Они выделяются запятыми. Например:

Перстами лёгкими, как сон, моих зениц коснулся он. (А. Пушкин)

Часы ползли медленно, как улитка.

Он читал текст, как диктор.

Вспомним, что обстоятельство означает признак действия или признак другого признака. Значит, к обстоятельствам ставится вопрос от сказуемого, определения или другого обстоятельства.

Поставим вопросы к сравнительным оборотам: лёгкими (насколько? в какой степени?), как сон, медленно (насколько? как?), как улитка, читал (как?), как диктор.

Сложность заключается в том, что некоторые сравнительные обороты входят в состав сказуемого и в этом случае запятыми не выделяются.

— Сопоставьте пары предложений, объясните постановку знаков препинания.

1) Глаза кошки светились, как два зелёных огонька. Глаза кошки как два зелёных огонька.

2) Ласковое слово греет, словно солнышко. Ласковое слово словно солнышко.

В первых предложениях этих пар обстоятельства образа действия, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми. К ним ставится вопрос от сказуемого: светились (как?), греет (как?). Во вторых предложениях сравнительные обороты являются частью составного именного сказуемого и не выделяются запятыми.

Надо иметь в виду, что в сравнительных оборотах используется не только союз как, но и другие сравнительные союзы: будто, словно, точно, что. Например:

Внизу сновали, будто муравьи, люди.

Он покраснел, словно помидор.

Густой туман, точно вата, лежал по всему лесу.

Огромную, что тарелка, шляпку гриба нельзя было не заметить.

Все эти синонимичные союзы взаимозаменяемы, их можно свести к наиболее употребительному союзу как.

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 92).)

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 154 — комментированное письмо, выполнение задания.

2. Упр. 155 - самостоятельное выполнение.

3. Упр. 157 — устное выполнение.

4. Упр. 159 — обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.

2. Тест

(См.: КИМы, тест 10.)

V. Подведение итогов урока

— Какие способы выражения обстоятельств вы знаете?

— Расскажите о знаках препинания при обстоятельствах, выраженных сравнительными оборотами.

Домашнее задание

1. § 27.

2. Упр. 156, 158.






Для любых предложений по сайту: [email protected]