Неполные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Неполные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: дать понятие о неполных предложениях; показать сферу их употребления; показать значение интонации в неполных предложениях; сформировать умение определять неполные двусоставные и односоставные предложения.

Планируемые результаты: знание признаков неполного предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять неполные предложения и использовать их в речи, работать в группах, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 207, 209 — чтение и обсуждение сочинений.

2. Упр. 211 — подготовленный диктант, выполнение задания.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 115, 116).)

2. Слово учителя с элементами беседы

— Восстановим текст диалога (с. 115—116) — создадим полные предложения.

— Я завтра уезжаю.

— Куда вы завтра уезжаете?

— Завтра я уезжаю в Смоленск.

— Зачем вы завтра уезжаете в Смоленск?

Трудно представить подобный диалог. В живой разговорной речи полные ответы не употребляются, а применяются неполные предложения, т. е. такие, в которых пропущен один или несколько членов предложения (главных или второстепенных).

— Вы меня поняли?

— Поняли.

Неполные предложения употребляются, прежде всего, в диалогах, а также во второй части сложных предложений.

У брата глаза карие, а у меня зелёные. Он учится в первую смену, а я во вторую.

Вторая часть обоих предложений неполная, но она легко восстанавливается из контекста. Для понимания сообщения таких предложений достаточно. Запишем эти предложения на доске и в тетрадях.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Пропуск членов предложения при произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире.

Обратим внимание на то, что в неполном предложении пропуск членов предложения подтверждается наличием в нём зависимых от этого члена слов. Например:

Он учится в первую смену, а я во вторую.

В этом сложном предложении сохраняются слова во вторую, зависящие от пропущенного смену, которое, в свою очередь, зависит от пропущенного сказуемого учусь. Вторая часть — неполное двусоставное предложение. Восстановим пропущенные члены.

Он учится в первую смену, а я учусь во вторую смену.

В речевой ситуации для понимания сообщения вполне достаточно первого, неполного варианта.

Таким образом, неполное предложение — вариант полного.

— Может быть, односоставные предложения тоже относятся к неполным? Ведь в них только один главный член предложения.

(Обсуждение.)

Вывод: структура односоставных предложений такова, что один из главных членов в ней не пропущен, а невозможен. Конечно, мы можем, например, подставить подлежащее в определённо-личное или неопределённо-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они станут двусоставными. В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются, они пропущены потому, что полное их значение очевидно из контекста, из ситуации.

3. Практическое задание

— Придумайте диалоги, где на первом месте будут стоять односоставные предложения.

(Работа в парах.)

Варианты диалогов

— Вам сообщили о моём приезде? (Полное односоставное.)

— Сообщили. (Неполное односоставное.)

— Скоро ли наконец потеплеет? (Полное односоставное.)

— Скоро. (Неполное односоставное.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 213 — устное выполнение.

2. Упр. 214 — комментированное письмо.

2. Работа с текстами

(Работа в группах.)

— Найдите в текстах учебников (по литературе, истории, географии и др.) неполные предложения, запишите их с небольшим контекстом.

(Группы выбирают учебники, по которым будут работать, после подготовки представители групп выступают с сообщениями.)

V. Подведение итогов урока

— Какие предложения называются неполными?

— В каких случаях употребляются неполные предложения?

— Могут ли быть неполными двусоставные предложения? А односоставные?

— Как отличить односоставные предложения от неполных?

Домашнее задание

1. Изучить § 37, 38.

2. Упр. 215, 216.

3. Повторить § 30—35.

4. Контрольные вопросы и задания (с. 118, 119).






Для любых предложений по сайту: [email protected]