Контрольный диктант по теме «Односоставные и неполные предложения» - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Контрольный диктант по теме «Односоставные и неполные предложения» - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: проверить знания, умения и навыки по теме “Односоставные и неполные предложения”; закреплять навыки лингвистического разбора; учить применять теоретический материал на практике.

Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольный диктант

(Учитель может выбрать любой текст по своему усмотрению.)

Каракумы

Пустыня. Самолёт приземлился на ровную, горячую, как сковорода, глиняную площадку. Заглянув в лицо пустыни, я долго не мог прийти в себя.

Знакомая с детства по картинкам и книжкам пустыня теперь держала меня в своих совсем не ласковых объятиях.

Захватывающая дух жара, взбитая ветром пыль, полинявшее небо, верблюд с равнодушной мордой. На минуту показалось, что нет на земле ни больших городов, ни лесов, ни облаков на небе. Только этот вот горячий ветер и барханы, барханы. Таковы впечатления первого дня.

Но, пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие. Пустыня не так уж безжизненна. Прохладная ночь пустыни полна звуков. Лёгкий топот — это стадо джейранов, спугнутое волком. А это шакалы не поладили возле павшего верблюда. В песке зашевелились. Это юркие ящерки прячутся. Как сверчок за печкой, стрекочет в ночи какой-то родственник кузнечика, пискнула птица...

Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью. (145 слов)

(По В. Пескову)

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть основы предложений.

2. Указать типы односоставных предложений.

3. Выполнить синтаксический разбор и построить схему предложения: вариант 1 — третье предложение, вариант 2 — первое предложение четвёртого абзаца.

***

Об этом солдате в Вене рассказывали удивительные истории. Всюду находились очевидцы его подвигов. Верхом на лошади нельзя воевать в городе, а он воевал.

В одном месте уничтожил гранатой пулемёт, в другом - захватил в плен группу фашистов, в третьем — помог сражавшимся бойцам, оглушив прикладом нескольких немцев. Но однажды подстрелили его лошадь, и ему пришлось ползком добираться до командного пункта. Возле командного пункта его встретил капитан и приказал: “Ползи сюда быстрее, а теперь вставай. Здесь безопасно”.

Солдат приподнялся на колени, и тогда стало видно, что он без сапог, а из-под тряпки предательски виднелся грязный бинт. Теперь все поняли, почему солдат воевал верхом. Ему помогли сесть на скамью, начали расспрашивать. Паренёк подорвался на мине, и ему оторвало часть ступни. На найденной где-то лошади он удрал из госпиталя помогать товарищам.

Пришлось всё-таки пареньку отправиться в госпиталь, но за боевые подвиги его представили к награде. (142 слова)

(По Г. Холопову)

Грамматическое задание

1. Определить виды односоставных предложений, обозначить в них грамматические основы.

2. Выполнить синтаксический разбор предложения: вариант 1 — первое предложение, вариант 2 — второе предложение второго абзаца.

III. Подведение итогов урока

— Какие трудности вы испытали при написании диктанта и выполнении грамматического задания?

Домашнее задание

Упр. 212.






Для любых предложений по сайту: [email protected]