Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год
Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» - ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: проверить знания, умения и навыки по теме “Слова, грамматически не связанные с членами предложения”; закреплять навыки лингвистического разбора; учить применять теоретический материал на практике.
Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
(Учитель выбирает один из вариантов диктанта. В случае выбора первого варианта необходимо заранее предупредить учеников о необходимости нумеровать предложения и писать каждое предложение с новой строки.)
1) Куда ты, светлый ручеёк, стремишься?
2) Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью. (А. Куприн)
3) С одной стороны, это был человек очень добрый, с другой — вспыльчивый и резкий.
4) Москвичи, как известно, в троллейбусах и автобусах разговаривают мало, а больше читают. (М. Пришвин)
5) Ночью, однако, никому не спалось. (Д. Мамин-Сибиряк)
6) Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (М. Лермонтов)
7) Да, были люди в наше время... (М. Лермонтов)
8) Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)
9) Своими часами (это был подарок родителей) я очень дорожил.
10) Монгольские лошади невысоки, однако выносливы.
11) Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит. (М. Лермонтов)
12) Вам, я полагаю, следует быть повежливее.
13) Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Ф. Глинка
14) До свиданья, дорогие!
Вам ни пуха ни пера!
Пусть вам встретятся другие,
Лишь попутные ветра!
Ю. Визбор
Грамматическое задание
1. Выполнить синтаксический разбор и составить схемы предложений: вариант 1 — 4, 5, вариант 2 — 12, 13.
2. Подчеркнуть грамматические основы предложений: вариант 1 — 2, 10, вариант 2 — 5, 8.
Без проводника
Напуганный дурными предзнаменованиями, Вандага, наш проводник, вдруг отказался вести нас. По его словам, идти дальше означало бы подвергаться явной опасности.
Мы решили продолжать путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу. Один из нас сказал: “Эх вы, горе-путешественники! Пойдёмте через овраги к морю и выйдем на верный путь”. В дороге нас ожидали неприятности: мы попали, во-первых, в бурелом, во-вторых, в глубокие овраги. Надо было искать другой путь. Взвесив все за и против, мы решили идти прямо.
Да, путешествовать в горах без проводника, безусловно, трудно и опасно.
Иногда случается, что горы и лес имеют привлекательный и весёлый вид. Так, кажется, и остался бы среди них навсегда. Но иногда, наоборот, горы кажутся угрюмыми, дикими. (117 слов)
(По В. Арсеньеву)
Грамматическое задание
Выписать из текста предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, и выполнить его синтаксический разбор.
III. Подведение итогов урока
— Какие трудности вы испытали при написании диктанта и выполнении грамматического задания?
Домашнее задание
Задание повышенной трудности (с. 223).