Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» - ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 8 класс - 2016 год

Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» - ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: проверить знания, умения и навыки по теме “Слова, грамматически не связанные с членами предложения”; закреплять навыки лингвистического разбора; учить применять теоретический материал на практике.

Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Контрольный диктант

(Учитель выбирает один из вариантов диктанта. В случае выбора первого варианта необходимо заранее предупредить учеников о необходимости нумеровать предложения и писать каждое предложение с новой строки.)

1) Куда ты, светлый ручеёк, стремишься?

2) Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью. (А. Куприн)

3) С одной стороны, это был человек очень добрый, с другой — вспыльчивый и резкий.

4) Москвичи, как известно, в троллейбусах и автобусах разговаривают мало, а больше читают. (М. Пришвин)

5) Ночью, однако, никому не спалось. (Д. Мамин-Сибиряк)

6) Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (М. Лермонтов)

7) Да, были люди в наше время... (М. Лермонтов)

8) Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

9) Своими часами (это был подарок родителей) я очень дорожил.

10) Монгольские лошади невысоки, однако выносливы.

11) Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит. (М. Лермонтов)

12) Вам, я полагаю, следует быть повежливее.

13) Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Ф. Глинка

14) До свиданья, дорогие!

Вам ни пуха ни пера!

Пусть вам встретятся другие,

Лишь попутные ветра!

Ю. Визбор

Грамматическое задание

1. Выполнить синтаксический разбор и составить схемы предложений: вариант 1 — 4, 5, вариант 2 — 12, 13.

2. Подчеркнуть грамматические основы предложений: вариант 1 — 2, 10, вариант 2 — 5, 8.

Без проводника

Напуганный дурными предзнаменованиями, Вандага, наш проводник, вдруг отказался вести нас. По его словам, идти дальше означало бы подвергаться явной опасности.

Мы решили продолжать путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу. Один из нас сказал: “Эх вы, горе-путешественники! Пойдёмте через овраги к морю и выйдем на верный путь”. В дороге нас ожидали неприятности: мы попали, во-первых, в бурелом, во-вторых, в глубокие овраги. Надо было искать другой путь. Взвесив все за и против, мы решили идти прямо.

Да, путешествовать в горах без проводника, безусловно, трудно и опасно.

Иногда случается, что горы и лес имеют привлекательный и весёлый вид. Так, кажется, и остался бы среди них навсегда. Но иногда, наоборот, горы кажутся угрюмыми, дикими. (117 слов)

(По В. Арсеньеву)

Грамматическое задание

Выписать из текста предложение со словами или предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, и выполнить его синтаксический разбор.

III. Подведение итогов урока

— Какие трудности вы испытали при написании диктанта и выполнении грамматического задания?

Домашнее задание

Задание повышенной трудности (с. 223).






Для любых предложений по сайту: [email protected]