Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с предложением, особым свойством предложения - соотнесенностью с ситуацией, фрагментом действительности; обучения соотнесению содержания предложения с фрагментом действительности, разграничению текста и набора отдельных предложений, определению границ предложения, используя необходимые знаки завершения. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: высказывание В. А. Сухомлинского на доске; образец таблицы для заполнения |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация опорных знаний |
- Прочитайте теоретические сведения на с. 30 учебника. Рассмотрите примеры на с. 8-9 и ответьте, чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений |
Работают с теоретическим материалом и примерами. Отмечают, что предложение выражает законченную мысль, имеет грамматическую основу, завершающий знак препинания, интонационную завершенность, цель высказывания |
Извлекают необходимую информацию из различных источников (учебника, ответов сверстников) |
III. Работа по теме урока. 1. Работа с таблицей. 2. Работа с учебником. |
Организует работу по сравнению словосочетания и предложения. - Начертите в тетради таблицу, которую мы будем заполнять на этом и следующем уроках. (См. Ресурсный материал.) - Заполните столбец “Предложение”, опираясь на ответы из предыдущего задания, а также теоретические сведения на с. 32 учебника. - Рассмотрите предложения из упр. 49. Какой контекст может предшествовать им? |
Чертят таблицу. Самостоятельно читают сведения на с. 32 учебника, заполняют таблицу. Комментируют свои предположения. Устно подбирают соответствующие предложения. |
Используют сведения таблицы для решения учебно-практических задач. Извлекают необходимую информацию из различных источников (учебника, ответов сверстников). Умеют слушать. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. |
3. Самостоятельная работа |
- Ознакомьтесь с частями упр. 50. В какой из них представлен текст, а в какой - набор отдельных предложений? Обоснуйте свой ответ. - Спишите текст, выделяя абзацы, расставляя знаки препинания (внутри и в конце предложений). - Прочитайте высказывание В. А. Сухомлинского (записано на доске): “Жизнь в мире книг - это пр..общение к крас..те мысли насл..ждение культурными богатствами”. - Перепишите его, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Письменно докажите, что перед вами предложение, используйте таблицу |
Читают упражнение. Отвечают на вопрос учителя, обосновывая свое мнение. Выполняют письменную работу (с комментированием). Читают высказывание, переписывают его, опираясь на таблицу; доказывают, что перед ними предложение |
Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Адекватно воспринимают оценку сверстников и учителя. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? - Назовите основные признаки предложения. - Чем оно отличается от слова и словосочетания? Домашнее задание: § 8, упр. 51 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Владеют навыками самооценки учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи |
Ресурсный материал
Признаки предложения и словосочетания
Признак |
Предложение |
Словосочетание |
Функция |
||
Наличие интонации |
||
Состав |
||
Смысловая и интонационная законченность |
||
Наличие грамматической основы |