Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ - Главные члены предложения - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с правилами согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде; обучения грамматическому соотнесению глагола-сказуемого с подлежащим, выраженным существительными общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами, согласованию глагола-сказуемого с подлежащим в трудных случаях. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой. самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: орфографический словарь; словарь иностранных слов; предложения для морфологического диктанта |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация опорных знаний |
Организует проведение морфологического диктанта. Диктует предложения, затем осуществляет фронтальную проверку. 1. Где совесть с правдой обитают? (Г. Державин.) 2. Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало. (К. Паустовский.) 3. Кроткое слово укрощает гнев. (Пословица.) - Какими частями речи выражены сказуемые? Сделайте вывод: что обозначает сказуемое? -Дополните свой ответ сведениями со с. 58 учебника. Что еще может обозначать сказуемое? Может ли оно быть выражено другими частями речи? |
Записывают предложения, подчеркивают грамматическую основу; определяют части речи, которыми выражены главные члены. Обобщают сведения; выясняют, что все сказуемые в предложениях выражены глаголами. Делают вывод, что сказуемое обозначает действие. Читают теоретические сведения, выясняют, что сказуемое может также обозначать состояние или признак предмета и выражается не только глаголом |
Владеют навыками контроля и оценки учебных действий, навыками работы с учебной статьей. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Делают выводы и умозаключения. Извлекают необходимую информацию из различных источников |
III. Работа по теме урока. 1. Анализ схемы. |
- Рассмотрите схему на с. 58 учебника. - На какие два типа делятся сказуемые? - Подумайте, чем они отличаются. - Прочитайте теоретические сведения на с. 59 и скажите, какой частью речи выражается простое глагольное сказуемое. |
Анализируют схему, отвечают на вопросы учителя, работают с теоретическими сведениями. Делают вывод, что простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений. |
Используют схему для решения учебно-практических задач. Извлекают необходимую информацию из различных источников. Владеют навыками работы с учебной статьей, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
2. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 96. - Просмотрите на предложения. С какими сложностями вы можете столкнуться? - Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений обращайтесь к словарю. Подчеркните простые глагольные сказуемые. Укажите, в чем проявляется связь подлежащего и сказуемого. |
Просматривают текст упражнения. Делают вывод, что нужно правильно определить род подлежащего, чтобы не ошибиться в выборе формы сказуемого. В случае затруднения следует обращаться к словарю. Выполняют упражнение. |
Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками самостоятельной работы, работы со словарной статьей. Владеют навыками самостоятельной работы, работы со словарной статьей. |
3. Лингвистическая |
Дает задание выполнить упр. 98. |
Один ученик у доски выписывает |
|
задача. |
- Определите по словарю значение и род данных существительных. Составьте с ними предложения. |
слова, находит их в словаре, зачитывает их значение и определяет род. Самостоятельно составляют предложения. Выборочно озвучивают составленные примеры. |
|
4. Самостоятельная работа |
Дает задание выполнить упр. 99 |
Выполняют упражнение, анализируют таблицу, дополняют своими примерами |
Владеют навыками контроля и оценки учебных действий |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: § 19, упр. 101. Подготовиться к сочинению об архитектурном сооружении, продумать ответы на вопросы (раздает памятки каждому ученику): 1. Для кого предназначено твое описание? 2. О чем ты хочешь сказать в своем описании? 3. Как связано это здание с окружающей местностью? 4. Где оно расположено? 5. Каковы особенности вертикального и горизонтального членения здания? 6. Есть ли на нем украшения? |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Владеют навыками самоанализа учебной деятельности, работы с различными источниками информации; осуществляют поиск средств их решения. Принимают и сохраняют учебные задачи |