Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с правилом постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях, способами выражения обобщающего слова; обучения нахождению обобщающего слова и определению его позиции, правильной постановке знаков препинания, интонационно верному произношению предложения с обобщающими словами при однородных членах, использованию обобщающих слов, выраженных местоимениями и наречиями, в речи, разграничению разных позиций обобщающего слова по отношению к однородным членам |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для графического диктанта; данные “Обобщающие слова при ОЧП”; схемы пунктуационного оформления |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Актуализация опорных знаний. Графический диктант |
- Прослушайте предложение и запишите в тетрадь его схему: 1. Река была неглубокая, но широкая. 2. Тропа то поднимала нас высоко в скалистые горы, то опускала вниз к бурлящему потоку. 3. Виднелись или необработанные песчаные равнины, или далекие горы. 4. Небо стало заволакиваться не то тучами, не то туманом. 5. Видны были только белые стволы ближайших берез да кусочек аллей. 6. Рожь темнеет и волнуется. 7. Деревья, кусты и трава на земле покрылись каплями росы |
Слушают предложения и записывают их схемы |
Внимательно слушают. Осуществляют логические действия, контроль учебных действий. Владеют базовыми предметными понятиями. Принимают и сохраняют учебную задачу |
III. Работа по теме урока. 1. Самостоятельные наблюдения. |
- Сравните два предложения: С корабля сошли англичане, французы, арабы. С корабля сошли иностранцы: англичане, французы, арабы. - Что в них общего? Чем они отличаются? - Ознакомьтесь с информацией, предложенной ниже. Составьте на ее основе сообщение об обобщающих словах. Обобщающие слова при ОЧП 1. Обозначают родовое понятие: стул, стол - мебель. 2. Стоят в той же форме, что и ОЧП. 3. Являются тем же членом предложения, что и ОЧП. 4. Имеют обобщенный смысл. 5. Могут иметь сопроводительные слова: все, всегда, везде и др. 6. В схемах обозначаются. - Докажите, что слово иностранцы во втором предложении является обобщающим. |
Сравнивают предложения. Отмечают, что во втором предложении изменилась пунктуация, добавилось слово иностранцы. В обоих предложениях представлен одинаковый однородный ряд. Читают, составляют сообщение об обобщающих словах. Доказывают, что слово иностранцы во втором предложении является обобщающим. |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют логические действия. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем |
2. Работа с теоретическим материалом |
- Опираясь на эти схемы, сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. О: О, О, О О, О, О - О - Проверьте правильность своих рассуждений, прочитайте правило на с. 147 учебника. 0 каких еще особенностях пунктуационного оформления предложений с обобщающими словами при однородных членах вы узнали? |
Опираясь на схему, формулируют правило постановки знаков препинания, когда обобщающее слово стоит перед однородными членами и после них. Сверяют свой ответ с правилом в учебнике. Находят другие особенности пунктуационного оформления предложений с однородными членами |
|
IV. Закрепление изученного. 1. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 266. - Распределите предложения на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ними. Составьте схемы предложений, расставьте знаки препинания. |
Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях. |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль учебных действий. |
2. Словарная работа. |
- Обратите внимание на слова, приведенные в рамке нас. 149: ничто, никто, никуда, ниоткуда. Вспомните правило написания не к ни с, местоимениями и наречиями. Как изменится произношение этих слов, если мы заменим приставку ни- приставкой не-? |
Вспоминают правило. Отмечают, что приставка не- находится в ударной позиции, а приставка ни- - в безударной. |
Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль учебных действий. Владеют базовыми предметными понятиями |
3. Самостоятельная работа |
Дает задание выполнить упр. 270. I вариант записывает 1-4 предложения с обобщающим словом перед однородными членами, остальные - после однородных членов. II вариант - наоборот |
Подбирают к однородным членам обобщающие слова, данные в рамках; выполняют задание учителя в соответствии с вариантом |
|
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: § 44, упр. 268 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения |