ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. БУКВЫ Н И НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ПРИЧАСТИЙ И НАРЕЧИЙ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. БУКВЫ Н И НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ПРИЧАСТИЙ И НАРЕЧИЙ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

Тип урока: повторительно-обобщающий

Педагогические задачи: создать условия для закрепления и обобщения изученного материала по теме “Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий”; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Голуб, И. Б. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000; Зелинская, С. Правописание н и нн в разных частях речи. URL: http://rus.lseptember.ru/article.php?ID=200102211; кармашки для слов, закрепленные на доске; карточки со словами; алгоритм правописания н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний

На доске прикреплены кармашки. Один кармашек содержит слова с нн, другой - с н.

Предлагает ученикам карточки со словами. Сдела(н,нн)ый подарок, соломе(н,нн)ая шляпа, прочита(н,нн)ый роман, гуси(н,нн)ое перо, привлече(н,нн)ый к ответу, серебря(н,нн)ый призер, приведе(н,нн)ый пример, поля скоше(н,нн)ы, деревя(н,нн)ый дом, накормле(н,нн)ый котенок, сломле(н,нн)ый прутик, расстрое(н,нн)ое лицо, высуше(н,нн)ое белье

Ученик читает пример, определяет по алгоритму количество н в суффиксе слова с орфограммой и кладет карточку в соответствующий кармашек. Остальные записывают пример в тетрадь (делят страницу на 2 части: для слов с нн и н в суффиксе)

Принимают и сохраняют учебную задачу. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками

III. Закрепление пройденного материала.

1. Постановка проблемы и ее решение.

- Запишите пары слов, объясните выбор н/нн:

Кипяче..ая вода - вскипяче..ое молоко; краше..ый пол - покраше..ый забор; коше..ый луг - скоше..ая трава, жже..ый кофе - сожже..ое письмо, балова..ый ребенок - избалова..ое дитя, стриже..ый мальчик - остриже.. ая голова.

- На что нужно обращать внимание при выборе написания н или нн?

Записывают примеры и поясняют свой выбор, следуя алгоритму.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Анализ сложных ситуаций. Работа по предупреждению ошибок.

- Рассмотрите данные примеры и объясните, почему в одном случае пишется н, а в другом - нн:

Девочка хорошо воспитана родителями. - Девочка послушна и воспитанна.

- По какому признаку можно отличить отглагольное прилагательное от причастия?

- Запишите предложения, делая пропуски на месте н/нн. Вставьте пропущенные буквы после анализа ошибкоопасных мест.

Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. - Эта ученица дисциплинированна и организованна.

Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова сверкало солнце. - Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.

Анализируют примеры и делают выводы.

Отмечают, что прилагательное обозначает постоянный признак предмета, а причастие - временный признак, характеризующий какое-либо действие. Записывают предложения, делая пропуски в ошибкоопасных местах. После коллективного анализа дописывают буквы на месте пропусков.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками контроля учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Адекватно воспринимают оценку учителя

3. Закрепление практических навыков (упр. 23)

- Спишите, подчеркивая наречия как обстоятельства, а краткие прилагательные, причастия и слова категории состояния - как сказуемые. Обозначьте суффиксы

Выполняют упражнение


IV. Контроль усвоения темы. Диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, оловянный солдатик, жженый сахар, балованный ребенок, свиной хвост, подкованный конь, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, миллионный житель, истинные ценности, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны ветром, румяная именинница, государственные награды

Пишут диктант. (Алгоритм должен находиться в зоне видимости учеников.)

Принимают и сохраняют учебную задачу. Владеют навыками самоконтроля учебных действий. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Опираясь на алгоритм, расскажите о правописании н и нн в причастиях, прилагательных и наречиях.

Домашнее задание: § 4, упр. 25

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют учебные задачи






Для любых предложений по сайту: [email protected]