ОБРАЩЕНИЕ. НАЗНАЧЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ОБРАЩЕНИЕ. НАЗНАЧЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для изучения функций обращения, способов его выражения, пунктуационного выделения; обучения подбору примеров, иллюстрирующих назначение обращений; способствовать развитию умений интонационно правильно произносить предложения с обращениями, обнаруживать их в тексте, разграничивать обращение и подлежащее

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: слова для проведения словарного диктанта; задание для самостоятельной работы; материал для проведения объяснительного диктанта; тестовые задания

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний.

Лингвистическая

разминка

В начале урока проводит анализ ошибок, допущенных в диктанте по теме “Обособленные члены предложения”. Организует и проводит работу над ошибками*.

Проводит словарный диктант. (См. Ресурсный материал.)

Организует взаимопроверку

Анализируют ошибки, допущенные в контрольном диктанте; выполняют работу над ошибками, при необходимости обращаясь за помощью учителя. Один ученик работает у доски, остальные - в тетради.

Обмениваются тетрадями с товарищами по парте и проверяют написанное

Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Адекватно реагируют на оценку учителя и сверстников. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем

III. Работа по теме урока.

Работа с теоретическим материалом (самостоятельная работа)

Дает задание самостоятельно ознакомиться с материалом учебника на с. 195-199 и ответить на вопросы:

1) Что такое обращение? Приведите примеры предложений с обращениями.

2) Являются ли обращения членами предложения?

3) Как выделяются обращения в устной речи и на письме? Можно дать задание самостоятельно заполнить пропуски в тезисах. (См. Ресурсный материал.)

Работают с теоретическим материалом учебника.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание

Владеют навыками работы с учебником, учебной статьей. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов

сверстников, уточнений учителя. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

IV. Закрепление изученного материала

1. Дает задание выполнить упр. 343.

2. Дает задание выполнить упр. 344.

3. Дает задание выполнить творческую работу по упр. 346.

4. Проводит объяснительный диктант. (См. Ресурсный материал.) Задание: обозначить обращение буквой О, указать распространенные обращения.

5. Организует самостоятельную работу по упр. 348

Списывают предложения, расставляя знаки препинания, обозначают обращение буквой О.

Читают предложения, интонационно выделяют обращения.

Составляют 3-4 предложения на тему “Мое любимое дерево”, используя распространенные обращения.

Перед написанием диктанта объясняют орфограммы, пунктуацию, называют обращения.

Выполняют задания упражнения

Владеют навыками самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют контроль

V. Тестовые задания

Предлагает выполнить тестовые задания. (См. Ресурсный материал.)

Выполняют тестовые задания

Владеют базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль

VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Над какой темой работали?

- Что нового узнали?

- Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: учить правила на с. 195-199 (§ 55- 57); выполнить упр. 347

Отвечают на вопросы.

Проводят самоанализ учебной деятельности.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения


* Данная работа проводится по усмотрению учителя в зависимости от результатов написания обучающимися контрольного диктанта, типа и характера допущенных ошибок.

Ресурсный материал

Словарный диктант

Акация, ассортимент, витрина, искусство, кутюрье, металл, предшественник, соотечественник, терраса, компаньон, аромат, поликлиника.

Задание для самостоятельной работы

Обращение

- Обращение помогает _________________________

- Назначение обращений _________________________

- В древнерусском языке обращения выражались с помощью _________________________ падежа.

- В современном русском языке для обращения используют _________________________

- В роли обращения обычно выступает _________________________

- Графически обращение обозначается _________________________

- Обращения бывают _________________________ и _________________________

- Обращение может находиться _________________________ предложения.

- Обращение пунктуационно выделяется _________________________

- Междометие отличается от обращения _________________________

- В предложении обращение _________________________ является _________________________

Объяснительный диктант

Мать - Россия моя,

С чем тебя мне сравнить?

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить...

Ты, Россия моя,

Золотые края,

Ты, Россия, родная, заветная,

За твою широту,

За твою красоту

Я люблю тебя,

Родина светлая!

(С. Островой).

Тестовые задания

1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

1) Ты с басом Мишенька садись против альта.

2) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь.

3) Стихнут ветры перестанут бури.

4) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане.

Ответ: 1).

2. Найдите ошибку в оформлении обращения.

1) Цвети, Отечество святое.

2) Ты помнишь ли былое, Неман?

3) Широко, ты степь, пораскинулась, к морю Черному понадвинулась.

4) Друзья, друзья! Теснее в круг сомкнемся!

Ответ: 3).

3. Укажите предложения с распространенными обращениями (знаки препинания не расставлены).

1) О жизнь моя как ты мне дорога!

2) Сыпь ты черемуха снегом.

3) Распахни мне объятья свои густолистый развесистый лес!

4) Мы старые друзья с тобою ветер.

Ответ: 1), 3).






Для любых предложений по сайту: [email protected]