ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ И ВВОДНЫХ СОЧЕТАНИЙ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ И ВВОДНЫХ СОЧЕТАНИЙ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ - Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с группами вводных конструкций по значению; обучения различению вводных слов и членов предложения, правильному выделению вводных конструкций на письме

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: схема, памятка, таблица “Вводные конструкции”, текст для проведения объяснительного диктанта, тестовые задания

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Работа по теме урока.

1. Ознакомление с теоретическим материалом.

Предлагает ознакомиться с теоретическим материалом на с. 203, 204, 205 учебника.

Обращает внимание на правила выделения вводных слов в устной речи (интонацию вводности). Акцентирует внимание на том, с какой целью вводятся в предложения вводные слова, что они вносят в речь. (Интонация вводности помогает услышать вводное слово, т. е. понять тот смысл, который вложен в предложение.)

Дает задание заполнить пропущенные места схемы, таблицы и памятки. (См. Ресурсный материал.)

Делают вывод, что вводные слова изменяют смысл высказывания. Наблюдают и сравнивают по интонации предложения. В процессе работы устанавливают, что вводные слова в устной речи выделяются интонацией вводности: паузами, понижением силы голоса и более быстрым темпом произношения вводных слов, в письменной речи - знаками препинания. Обращают внимание на употребление слова однако в качестве вводного, если оно стоит в середине или конце предложения; в качестве противительного союза - если оно является средством связи однородных членов или простых предложений в сложном.

Выполняют задания.

Владеют навыками самостоятельной работы, умением работать с учебной статьей, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Осуществляют контроль учебных действий.


2. Тренировочные

упражнения

1. Дает задание выполнить упр. 361, читая предложения

с соблюдением интонации вводности: паузы, понижение силы голоса, темп (более быстрое произношение вводных слов).

2. Дает задание выполнить упр. 362. Объясняет, как различить вводные слова, грамматически не связанные

с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения.

3. Дает задание выполнить упр. 363.

4. Обращает внимание учеников на схему в учебнике

на с. 206 (упр. 364).

5. Дает задание выполнить упр. 365.

6. Организует выполнение творческой работы по упр. 368.

7. Проводит объяснительный диктант. (См. Ресурсный материал.)

Выполняют задания.

Сравнивают употребление слов казалось - казались и делают вывод, какое

из них вводное.

Обращают внимание на употребление слова однако в качестве вводного, если оно стоит в середине или конце предложения; в качестве союза - если оно связывает однородные члены или простые предложения в сложном.

Знакомятся с материалом о разных группах вводных слов, составляют предложения.

Выполняют задание устно. Подбирают вводные слова из рамки на с. 206 к ответам на вопросы и читают с интонацией вводности составленные предложения: паузы, понижение силы голоса, более быстрый темп произношения вводных слов. Убеждаются, что интонация вводности помогает услышать вводное слово, т. е. понять смысл предложения.

Выполняют задание.

Пишут диктант. Проводят взаимопроверку

Владеют навыками самостоятель

ной работы, умением работать с учебной статьей, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений

и дополнений учителя. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные

учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

III. Тестовые

задания

Предлагает выполнить тестовые задания. (См. Ресурсный

материал.)

Выполняют тестовые задания

Осуществляют контроль учебных действий

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Над какой темой работали?

- Что нового узнали?

- Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: учить правила на с. 204-205, группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению (§ 60); выполнить упр. 369 (письменно), упр. 370 (устно)

Отвечают на вопросы.

Проводят самоанализ учебной деятельности.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Ресурсный материал

Памятка “Вводные конструкции”

1. Вводные конструкции - это слова, при помощи которых говорящий:

а) выражает________________________

б) указывает на_____________________

2. Вводные конструкции (синтаксическая роль) ____________

3. Вводные конструкции выделяются на письме: ____________, ____________ и ____________.

4. Место в предложении______________ .

Вводные конструкции

№ п/п

Группа по значению

Примеры

1

Меньшая степень уверенности

Может быть, возможно, наверное...

2

Большая степень уверенности

Конечно, несомненно...

3

Чувства

К счастью, на беду...

4

Источник сообщения

По мнению..., по сообщению..., по-моему...

5

Последовательность изложения

Во-первых, следовательно...

Объяснительный диктант

ПОДМОСКОВНЫЙ ЛЕС

Наверное, нет ничего в мире красивее подмосковного июньского леса. Бредешь по тропе, словно из сказки в сказку. Вот завороженным хороводом стоят белые березы. Сними с них чары - они закружат на мураве, как девушки...

Глядишь, а на поляну выбежала елка, и кругом разноцветными огоньками ромашки, колокольчики. Кажется, будто какой-то великан нес огромный букет да вот и обронил самые диковинные цветы.

Подмосковный лес - чудесная сказка. Ее, безусловно, надо читать медленно и в уединении.

(В. Степанов.)

Тестовые задания

1. Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).

а) Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.

б) Что может быть более радостного чем делиться прекрасным!

в) Старуха очевидно рассказывала о горящем сердце Данко.

г) Желание служить людям непременно должно быть потребностью души.

Ответ: а), в).

2. Вводное слово наконец выражает:

а) порядок мыслей;

б) источник сообщения;

в) степень уверенности;

г) способ оформления мыслей.

Ответ: а).

3. Какое предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены)?

а) Солнце чувствуется уже садится за вершины далеких строений.

б) По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.

в) Книга может быть наиболее сложное и великое чудо.

г) Товарищ почему-то не спал и по-видимому разыскивал меня.

Ответ: б).






Для любых предложений по сайту: [email protected]