ПОНЯТИЕ О ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. КОСВЕННАЯ РЕЧЬ - ЧУЖАЯ РЕЧЬ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ПОНЯТИЕ О ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. КОСВЕННАЯ РЕЧЬ - ЧУЖАЯ РЕЧЬ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с основными способами передачи чужой речи, структурой предложения с чужой речью; обучения интонационно правильному произношению предложений с чужой речью, обнаружению предложений с косвенной речью, объяснению их текстообразующей роли, замене прямой речи косвенной, разграничению предложений с прямой и косвенной речью

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: толковый словарь С. И. Ожегова; материал для устной разминки; тестовые задания

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Анализ диктанта. Работа над ошибками

Проводит анализ диктанта. Организует выполнение работы над ошибками

Выполняют работу над ошибками, допущенными в диктанте. В случае необходимости обращаются к педагогу за помощью

Осуществляют контроль учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия

III. Повторение сведений о предложениях с прямой речью

На доске записаны предложения с прямой речью, в которых пропущены знаки препинания.

Задание: записать предложения, расставив знаки препинания; объяснить постановку знаков препинания, начертить схемы предложений.

1. Главное свойство во всяком искусстве чувство меры говорил Л. Н. Толстой и всегда был верен этому правилу.

2. Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время гордо подняв очи и одобрительно говорил Добре, сынку, добре.

Напоминает, что прямая речь произносится не так, как слова автора, потому что принадлежит другому лицу. Если слова автора стоят перед прямой речью, то читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то произносятся с понижением тона и в ускоренном темпе

1. “Главное свойство во всяком искусстве - чувство меры”, - говорил Л. Н. Толстой и всегда был верен этому правилу.

2. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо подняв очи, и одобрительно говорил: “Добре, сынку, добре”

Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя

IV. Словарная работа

Чужая речь, прямая речь, слова автора (комментирующая часть)

Объясняют значение слов. В случае необходимости обращаются к толковому словарю

Владеют навыками работы со справочной литературой

V. Работа по теме урока.

1. Ознакомление

с теоретическим материалом “Чужая речь. Комментирующая часть”.

2. Устная разминка.

Дает задание прочитать теоретический материал на с. 223- 224 учебника.

Задание: составить предложения с прямой речью.

1. “Быстрей!”; “Посмотри, какая красота!”; “В школу я сегодня не пойду”.

2. Мама пригрозила...; ...прокомментировал Руслан; ...несказанно обрадовалась учительница; директор строго посмотрел на него и сказал...

Читают теоретический материал, отвечают на вопросы, делают вывод, когда используются формы прямой речи, косвенной речи, как связаны чужая речь и комментирующее высказывание, читают правила на с. 224.

Дополняют прямую речь словами автора и наоборот.

Владеют навыками работы с учебной статьей. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Формулируют ответы на вопросы.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль учебной деятельности. Владеют базовыми предметны- - ми понятиями.

3. Устная работа по стихотворению С. Я. Маршака “Сказка про короля и солдата”.

- Выразительно прочитайте стихотворение в учебнике на с. 225.

- Какие конструкции с прямой речью встретились?

- Какая конструкция вам незнакома?

Обращает внимание на интонационно правильное произнесение предложения с чужой речью, разграничение глаголов разной семантики в комментирующей части.

Читают стихотворение. Отвечают на вопросы.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем.

4. Тренировочные упражнения.

1. Дает задание выполнить упр. 402.

2. Дает задание выполнить упр. 403.

Выполняют задания устно. Выполняют задания письменно, самостоятельно определяют порядок слов в комментирующей части и ее место.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль учебной деятельности.

5. Ознакомление с теоретическим материалом “Прямая и косвенная речь”

1. Предлагает ознакомиться с теоретическим материалом в учебнике на с. 227.

2. Предлагает ознакомиться с теоретическим материалом в учебнике на с. 228

Читают теоретический материал. Сравнивают предложения с прямой и косвенной речью. Делают вывод, чем прямая речь отличается от косвенной; читают правила на с. 227. Отвечают, под каким номером записаны предложения с косвенной речью; чем отличаются по смыслу предложения с косвенной речью, которые присоединяются к комментирующей части словами как, что, будто

Владеют навыками работы с учебной статьей. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Формулируют ответы на вопросы

VI. Закрепление изученного материала

1. Дает задание выполнить упр. 404.

Обращает внимание на интонационно правильное произношение предложений с чужой речью.

2. Дает задание выполнить упр. 405.

3. Предлагает выполнить тестовые задания. (См. Ресурсный материал.)

Выполняют задания устно, указывают предложения с прямой и косвенной речью; делают вывод: какие предложения читаются с интонацией предупреждения, в каких комментирующая часть произносится с интонацией пояснения.

Выполняют задание устно; объясняют, почему в части “Выступление” широко используются предложения с косвенной речью.

Выполняют тестовые задания

Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий

VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Над какой темой работали?

- Что нового узнали?

- Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: учить правила § 65-68; выполнить упр. 406

Отвечают на вопросы.

Проводят самоанализ учебной деятельности.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Ресурсный материал

Тестовые задания

1. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию предложения с прямой речью.

Отец кричит: “Пушки, гляди, палят!”

а) Отец кричит, что палят пушки.

б) Отец кричит, что гляди палят пушки.

в) Отец кричит, гляди палят пушки.

г) Отец кричит, гляди палят пушки!

Ответ: а).

2. Найдите ошибку в передаче прямой речи.

а) Я объяснил им, что я офицер.

б) Чижов сказал Краснову, что Коля тоже приехал.

в) Учитель сказал Вере, чтобы она сходила за мелом.

г) Саша просил маму, что мамуленька отпусти погулять.

Ответ: г).

3. Найдите примеры с ошибками при передаче прямой речи.

а) Пугачев сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват.

б) Врач спросил, какая у меня температура.

в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.

г) Болельщики кричали: “Чтобы ребята не падали духом”.

Ответ: а); г).






Для любых предложений по сайту: [email protected]