СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

Тип урока: повторительно-обобщающий

Педагогические задачи: создать условия для повторения материала по теме “Синтаксис и пунктуация”; обучения алгоритму рассуждения при постановке знаков препинания, разграничению употребления знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение). Способствовать пониманию значения пунктуации для оформления письменной речи, взаимосвязи синтаксиса и пунктуации

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Голуб, И. Б. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000; предложение для пунктуационного и синтаксического разбора

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности


II. Актуализация опорных знаний.

Устная работа

- Прочитайте текст упр. 437. Какую роль играет пунктуация

Знакомятся с текстом упражнения. Приходят к выводу, что пунктуация является средством оформления письменной речи, ее смыслового членения

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из учебника. Владеют способами конструктивного взаимодействия


III. Работа по теме

урока.

1. Знакомство с алгоритмом синтаксического разбора.

- Запишите предложение, не расставляя знаки препинания.

В саду, около пруда, было темно, и только кое-где

сквозь листья просачивался бледный свет луны.

- Выделите грамматические основы, подчеркните их.

Сколько основ входит в это предложение? Сложное оно или простое? Установите границы каждой части. Для этого найдите группы подлежащего и сказуемого. Покажите графически. Поставьте разделительный знак между частями предложения. Выделите овалом союз, определите тип союза.

- Теперь проведем анализ простых предложений в составе сложного, чтобы узнать, требуются ли еще какие-то знаки препинания.

- Есть ли условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым в каждой части? Осложнены ли простые предложения? Чем? Поставьте необходимые выделительные знаки препинания. Просмотрите каждое предложение, встречаются ли в них языковые средства, грамматически не связанные с членами предложения?

Записывают предложение.

Выделяют грамматические основы; приходят к выводу, что это сложное предложение, состоящее из двух простых; находят границы частей, определяя группу подлежащего и сказуемого в каждой части; ставят разделительный знак препинания между частями предложения.

Проводят анализ простых предложений в составе сложного. Выясняют, что подлежащие и сказуемые не требуют постановки тире между ними.

Замечают, что первое предложение осложнено уточняющим членом предложения, выделяют его запятыми. Отмечают, что языковых средств,

грамматически не связанных с членами предложения, нет.

Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами

конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль учебных действий, логические

действия.


2. Практическая

работа.

3. Фронтальная

работа

Дает задание выполнить упр. 439.

Пользуясь алгоритмом, проводят анализ предложений.

Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях

Извлекают необходимую информацию из учебника.

Владеют способами конструктивного взаимодействия




Дает задание выполнить упр. 440




IV. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

- Почему важно понимать синтаксический строй предложения?

Домашнее задание: упр. 436

Делают выводы и обобщения.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения




Записывают, задают уточняющие вопросы






Для любых предложений по сайту: [email protected]