Цитаты и их оформление на письме - ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской

Цитаты и их оформление на письме - ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Объяснительные диктанты

I

1) А. Герцен сказал о поэте А.В. Кольцове: “Из самых глубин нации зазвучал такой голос, как голос Кольцова”. 2) “...Какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нём!” — писал о “Мёртвых душах” Гоголь Жуковскому. 3) Говоря о поэзии Пушкина, Н.А. Добролюбов писал, что в стихах поэта “впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир”. 4) Поэзия преобразования природы трудом пахаря хорошо передана А. Кольцовым в “Песне пахаря”, начинающейся понуканием сивки:

Ну! Тащися, сивка,

Пашней, десятиной,

Выбелим железо

О сырую землю.

5) Зима в стихах Пушкина, по словам В.Г. Белинского, “облита блеском роскошной поэзии”.

• Какие виды цитат представлены в данных примерах?

• Запишите транскрипцию слова явится. Чем оно интересно с точки зрения фонетики?

• Найдите в записанных примерах все причастия, разберите их по составу. Выделите орфограммы. Выполните морфологический разбор одного из причастий.

II

• Послушайте текст. Найдите цитату. Как её нужно оформить на письме?

...И казалось мне, что всё это когда-то я уже видел, что всё это такое родное, близкое, знакомое: река с кудрявыми берегами, и простая сельская церковка над кручей...

Всё это уж было когда-то,

Но только не помню когда...—

невольно вспомнились мне слова поэта.

(В. Г. Короленко)

• Запишите под диктовку.

• Какие пунктограммы позволяет повторить предложение 1? Укажите в этом предложении синтаксическую роль однородных членов и обобщающего слова.

• Подчеркните в предложении 1 несогласованные определения. Чем они выражены?

III

При чтении важно обращать внимание не только на мысли, но и на образность мышления писателя. Так, у М.М. Пришвина во “Временах года” есть такие слова: “Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов”. К.Г. Паустовский, останавливаясь на этом образе, писал, что “полосы цветов вырастали именно там, где весной проносилась полая вода, оставляя после себя плодородный ил. Это была как бы цветочная карта весенних потоков”.

• Какие виды цитирования представлены в тексте? Какой вид цитирования не проиллюстрирован? Составьте и запишите такое предложение.

• Проведите синтаксический разбор предложения 1. Начертите его схему. Какое это предложение по структуре главных членов? Определите вид этого односоставного предложения.

• Начертите схему предложения 2.

• Найдите в тексте вводное слово, определите его вид по значению и роль в предложении.

• Найдите слово с чередующейся гласной в корне, объясните его правописание.

IV

• Послушайте текст. Укажите, каким способом передана чужая речь: прямой речью; косвенной речью; цитатами.

Образ русского народа занимает большое место в произведениях русских писателей. С одной стороны, писатели преклоняются перед его талантом, трудолюбием, смекалкой, щедростью, но с другой — плачут над его страданиями, вызванными непосильным трудом, грубостью, необразованностью. Этой болью проникнуты стихи Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, Н.М. Языкова, А.А. Блока. Блок обращается к своей страдающей Родине:

...Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твой прекрасные черты...

Однако писателей не оставляет надежда на то, что русский человек сможет выбраться из нищеты и невежества, воспрянет духом, возродится к лучшей жизни.

(О. Ушакова)

• Запишите текст под диктовку в соответствии с правилами орфографии и пунктуации.

• Найдите вводные слова, определите их значение и роль в предложениях текста.

• Какой частью речи является слово “однако” в последнем предложении? Составьте и запишите предложение, в котором это слово будет вводным.

• Среди предложений 1—3 найдите слово, в котором правописание приставки зависит от значения слова. Объясните правописание приставки.

• Выделите в тексте частицы, обозначьте их вид по значению.

V

• Послушайте текст. Какими способами передана чужая речь?

Из живописных произведений, изображающих осень, картина Е.Е. Волкова “Октябрь” наиболее отвечает тому настроению, которым проникнуто стихотворение А.С. Пушкина “Осень”.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно... —

этим чувством пронизана картина Е.Е. Волкова.

Как и в стихах Пушкина, так и на картине “роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей”.

Вода уже застыла: по берегам заметны белые полоски льда. Чувствуется осенний холод и свежий ветер. Справа, где лес гуще, ещё “в багрец и золото одетые леса...” деревья. Но “октябрь уж наступил”, и поэтому

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

• Запишите текст под диктовку в соответствии с правилами орфографии и пунктуации.

Контрольные диктанты

I

Она не знала. Когда это случилось, она хлопотала у плиты. Вбежала соседка и, всплеснув руками, испуганно сказала: “Аннушка, сынок твой, Юрий, в космосе летает...”

Они включили радио. Плотно сжав губы, Анна Тимофеевна слушала: “...Космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал, что полёт проходит нормально”.

Она не могла больше ждать. Оделась и пошла на станцию.

Анна Тимофеевна ехала в Москву. В вагоне Анна Тимофеевна вспоминает, как сын родился, рос. Жили трудно. Но в доме было много книг. Юра учился хорошо. Учительница часто заходила к Гагариным и говорила: “Юра очень способный”.

Сын учился в Люберцах, в Саратове. Он мечтал быть лётчиком. А она боялась. Сын успокаивал мать, писал ей чудесные письма, как поэт.

А потом, уже будучи лётчиком, часто приезжал к ней.

“Никогда не беспокойся обо мне, мама, — говорил он. — Я русский лётчик. Наша техника не подведёт”.

Он хорошо знал эту технику. Он верил в людей, которые создавали её. Вот почему ровно, спокойно билось его сердце в тот день перед стартом. Он верил, что вернётся на Землю...

Они скоро встретятся. Мать и сын. И она обязательно скажет ему: “Я самая счастливая мать в мире!”

(По К. Распевину)

Задания:

1. Начертите схему предложения, в котором прямая речь разрывается словами автора.

2. Проведите синтаксический разбор предложения 3 текста.

3. Выделите орфограммы в словах: испуганно, не беспокойся, счастливая, встретятся.

II

(1)Тема героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне нашла отражение и в произведениях живописи.

(2)Вот перед нами композиция П.А. Кривоногова “Защитники Брестской крепости”, запечатлевшая смертельную схватку безвестных героев с фашистскими захватчиками. (3)Лица наших солдат, перешедших в рукопашный бой, исполнены решимости стоять до конца. (4)Писатель К.М. Симонов отмечал, что в картине художника нашла воплощение “неувядаемая поэзия героического подвига, поэзия веры в победу, которая не гаснет перед лицом смерти...”

(5)Подлинным героизмом насыщена и картина П.А. Кривоногова “Поединок”. (6)Героем её является солдат, противопоставивший громаде огнедышащей стали .своё мужество.

(7)Никого не оставляет равнодушным полотно талантливого русского живописца А.А. Дейнеки “Оборона Севастополя”, воссоздавшего ожесточённый бой наших моряков с гитлеровцами. (8)Светлые фигуры моряков на картине противопоставлены фигурам фашистов в тёмной форме. (9)Уже самим цветом художник выделяет главную мысль полотна — борьбу добра со злом, поединок сил тьмы и света.

(10)Долгожданная победа нашла воплощение в живописном холсте Е.Е. Моисеенко. (11)Два солдата, два победителя завершили свой последний бой на подступах к рейхстагу. (12)Один из них ликует, другой смертельно ранен и вот-вот рухнет наземь. (13)Художник назвал своё полотно “Победа”. (14)Его “победа” поистине “в солдатской рваной, дымной плащ-палатке, кровавый пот не вытерла с лица”.

(О. Берггольц)

Задания:

1. Укажите, какими способами передана в тексте диктанта чужая речь (запишите эти способы, указав соответствующие номера предложений). (Ключ: Косвенная речь; цитата.)

2. Какой способ передачи чужой речи отсутствует в данном тексте? Составьте и запишите пример такого предложения, начертите его схему. (Ключ: Предложение с прямой речью.)

III

(1)Вот уже почти два века зимой и летом, весной и осенью сидит она, подперев щёку рукой, и глядит отрешённо-задумчиво на разбитый кувшин, из горлышка которого тонкой струйкой течёт прозрачная и холодная вода. (2)И совсем не обращает внимания на шелест деревьев и голоса посетителей Екатерининского парка, а посетители при виде её, конечно, вспоминают бессмертные строки, посвящённые ей поэтом, видевшим её рождение:

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

(3)Эти строки написал Пушкин осенью 1830 года в Болдине.

(4)Почему он вспомнил о печальной царскосельской деве в нижегородской деревне?

(5)Это было время перехода Пушкина в новое качество — мужа, отца семейства. (6)Это было время своеобразного подведения итогов предыдущей жизни, время воспоминаний о прожитом и виденном.

(7)Пушкинский стих отличается лаконичностью, удивительной плавностью и как бы напоминает медленный ток воды, которая “не сякнет”. (8)Повторы слов “вода”, “печально”, “урна” не создают монотонности, они не надоедают, как не надоедает нам долгое наблюдение за даже медленным движением воды.

(9)В стихотворении Пушкина всего 25 слов. (Ю)Такими малыми лексическими средствами создать шедевр мог, конечно, только Пушкин.

(11)Творчество и человеческие чувства бессмертны, но каждый отдельный человек смертен. (12)Потому-то дева так отрешённо-печально взирает на то, что, в отличие от человеческой жизни, вечно. (13)Потому и пишет Пушкин: “Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит”. (14)“Вечная струя” противопоставлена “вечной печали” девы. (15)Только гению дарована вечность.

(По материалам журнала)

Задания:

1. Укажите, какими способами передана в тексте диктанта чужая речь (запишите эти способы, указав соответствующие номера предложений).

2. Составьте и запишите предложение, в котором прямую речь будут разрывать слова автора.

IV

(1)Пушкин неопровержим и бесспорен, как, может быть, никто из писателей.

(2)Попробуйте обнаружить какое-то несоответствие или хотя бы недостаточную убедительность в созданных им образах...

(3)Нет, повсюду он ясен до конца, повсюду — бесспорен.

(4)Пушкин ещё и потому не только Поэт, но и Поэзия, что он смог выразить духовный потенциал нации.

(5)...Недаром тёмною стезёй

Я проходил пустыню мира,

О нет, недаром жизнь и лира

Мне были вверены судьбой! —

писал Александр Сергеевич.

(6)Действительно, вряд ли кто-либо из поэтов имел для своей страны такое же значение, как Пушкин для России...

(7)Да, Пушкин мог совершить всё то, что он совершил, обладая безусловной гармонией между словом и смыслом. (8)Трудно, попросту невозможно представить себе эту гармонию более полной, чем у нашего великого поэта:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг...

(9)Когда такая гармония достигнута, возникает истинное пророчество, тогда и совершается само открытие.

(По С. Залыгину)

Задания:

1. Укажите, какими способами передана в тексте диктанта чужая речь (запишите эти способы, указав соответствующие номера предложений).

2. Найдите обособленные приложения, выделите их, укажите причину обособления.

3. Разберите по составу слова: созданных, духовный, возможно, совершается, представить, значение.

V

(1)Первый урок культуры общения с книгой моей первой учительницы Марии Трофимовны Поповой жив в памяти и по сей день, хотя много уже лет прошло.

(2)— Посмотрим, кто написал для нас эту книгу, которую мы с вами будем читать, — Мария Трофимовна указкой показала, где находится фамилия автора. — Теперь, дети, найдём в конце книги страничку, где перечислено всё, что она содержит. Это называется оглавлением.

(3)Учительница сделала паузу.

(4)— А ещё дальше, — продолжила Мария Трофимовна, — очень серьёзные сообщения, без которых книга просто не может выйти.

(5)Всё было таким загадочным и важным!

(6)А учительница уверенно и просто вела за собой:

— За то, чтобы книга, любая книга, вышла без ошибок, отвечает редактор. Поэтому его имя, фамилия тоже напечатаны.

(7)Не забыла Мария Трофимовна обратить наше внимание на цену Букваря — стоил он совсем дёшево — и на его тираж — огромнейший! (8)Не умея ещё умножать такие цифры, мы притихли, заробели. (9)Букварь вдруг показался величайшей драгоценностью. (Ю)Сколько помню, потом всегда стыдно было идти в понедельник в школу, не поменяв обложку на учебниках. (11)Очень бережно к ним относились.

(12)Спасибо Марии Трофимовне! (13)Ещё первоклассниками мы прониклись уважением к каждой буковке книжной страницы, к людям, создающим чудо из чудес — Книгу.

(По Л. Заворотчевой)

Задания:

1. Укажите, какими способами передана в тексте диктанта чужая речь (запишите эти способы, указав соответствующие номера предложений).

2. Найдите в тексте диктанта и подчеркните приложение.

3. Укажите части речи в предложении: “За то, чтобы книга, любая книга была напечатана, отвечает...”

4. Докажите, что слова за то (из предложения, указанного в задании 3) имеют созвучное слово среди служебных частей речи: составьте и запишите соответствующее предложение.

VI

Алексей Пешков немало побродил по России, сменил немало профессий. Пути-дороги привели его на крупную станцию Грязи, где трудился его знакомый М. Я. Началов. Здесь будущий писатель работал ночным сторожем. Это было в октябре 1888 года.

Особо тёплые отношения связывали Пешкова с его коллегой Черногоровым. Позднее Горький выведет образ верного друга в ряде произведений: “Как я учился читать”, “Из прошлого”, “Книга”. Грамотный Пешков читал сослуживцам книги, разъяснял суть прочитанного.

В Добринке будущий писатель жил, “мечтая о каких-то великих подвигах, о ярких радостях жизни”. Пешков покинул Добринку в 1889 году.

Весной 1891 года из своего родного Нижнего Новгорода он вновь отправился странствовать по России, чтобы воочию увидеть, по его словам, “как живёт народ”. Побывал в городе Задонске. Впоследствии в “Самарской газете” был опубликован его рассказ “У схимника”. “Я помню, — пишет Горький, — как, подходя к Тихону Задонскому, за полверсты становились на колени...” В Задонске будущий писатель встретился и долго беседовал со схимником. Впоследствии эпизод посещения схимника в Задонске вошёл в горьковскую “Исповедь”. О своём посещении Задонска Горький говорит и в рассказе “В ущелье”: “Мне вспоминалось, как однажды в Задонске на монастырском дворе вот такой же тёмной и жаркой ночью, сидя у стены длинного здания келий, я рассказывал послушникам разные истории...”

Находясь в этом старинном русском городе, писатель своим молодым пытливым взором стремился разобраться в противоречиях тогдашней российской действительности, пытался найти “правду”. “Я жил в горячем тумане разноречивых мыслей, желаний, ощущений... Мне нужно было найти в жизни, в людях нечто способное уравновесить тяжесть на сердце, нужно было выпрямить себя”, — писал Горький.

(По В. Елисееву)

Примечание: выписать на доску имена собственные.

Задания:

1. Напишите, какие способы передачи чужой речи представлены в тексте.

2. Начертите схемы предложений с прямой речью.






Для любых предложений по сайту: [email protected]