Употребление дефиса - ОРФОГРАФИЯ И МОРФОЛОГИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ) - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской

Употребление дефиса - ОРФОГРАФИЯ И МОРФОЛОГИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ) - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словарный диктант

I

Северо-западнее Москвы, где-то далеко-далеко, по-прежнему работает кое-как, кто-то выглянул из-за угла здания, когда-нибудь встретимся по-дружески, русско-английский словарь, мало-помалу всё успокоилось, как-то по-особенному дорог, всё-таки не готов ответить, спой-ка красивую-красивую песню, исходил пол-России, съел пол-яблока, литературно-музыкальная композиция.

• Обоснуйте наличие дефиса в словах.

Объяснительный диктант

I

1) А с липового цвета, считай, что песня спета, считай, пол-лета нет. (А. Твардовский) 2) Лес уже оделся в густую тёмно-зелёную листву. (Г. Скребицкий) 3) С какой-то тайною отрадой глядел я на лазурь небес... (И. Никитин) 4) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С. Есенин) 5) Далеко-далеко колокольчик звенит. (И. Никитин) 6) Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. (К. Паустовский) 7) Лес окружает дом со всех сторон, но дом почему-то отгорожен от сада высоким частоколом.

• Объясните правописание слов, которые пишутся через дефис.

• Укажите части речи в предложении 2.

• Найдите предложения, в которых есть прямое дополнение, подчеркните в этих предложениях грамматические основы и прямое дополнение.

Выборочные диктанты

I

• Выпишите слова, которые пишутся через дефис. Графически укажите причину написания дефиса.

1) Один ум — пол-ума; три ума — полтора ума; два ума — ум. (Пословица) 2) Самый лучший способ подбодрить себя — это подбодрить кого-нибудь. (М. Твен) 3) Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие. (Л. Толстой) 4) Почему-то выслушать друг друга не хватает времени у нас. (М. Пляцковский) 5) Не клонись-ка ты, головушка, от невзгод и от обид. (Б. Окуджава) 6) И спасибо самой сильной боли, ибо что-то всё-таки дала. (Е. Евтушенко) 7) Хочу я усладить хоть чьё-нибудь страданье, хочу я отереть хотя одну слезу! (К. Бальмонт) 8) В письмах Пушкина — отклики на различные общественно-политические события эпохи, суждения о литературе, искренний разговор с друзьями и близкими, размышления о собственной судьбе и о судьбе тех, кто был дорог его сердцу. (В. Каткова)

II

1) В дали голубой столбом уж крутился песок золотой. (М Лермонтов) 2) Люблю грозу в начале мая... (Ф. Тютчев) 3) Снег ещё глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху. (М. Пришвин) 4) Всякая помощь хороша вовремя. (Пословица) 5) Леса вдали виднее, синее небеса. (А. Блок)

• Обозначьте части речи в записанных предложениях.

• Найдите отымённые наречия, подчеркните их как члены предложения.

• Подчеркните грамматические основы в предложениях 4 и 5; укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

• Найдите в предложениях: а) эпитет; б) творительный сравнения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]