Виды односоставных предложений. Неполные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской

Виды односоставных предложений. Неполные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Объяснительные диктанты

I

1) Как морозит! (В. Луговской) 2) Нет уз святее товарищества! (Н. Гоголь) 3) Надо по капле выдавливать из себя раба. (А. Чехов) 4) Не зная типов бесконечности, бесполезно говорить и о единстве бесконечного и конечного. (А. Лосев) 5) Это только трусу всегда страшно да трудно. (Ф. Гпадков) 6) Вороне соколом не быть. (Пословица) 7) Сейте разумное, доброе, вечное!.. (Н. Некрасов) 8) Обожаю хорошо воспитанных людей. (М Генин) 9) Не честь, а ум поставлю в воеводы. (И. Крылов) 10) Дерзай быть мудрым! (Гораций) И) Познай самого себя. (Ювенал) 12) Лестницу сверху метут. (Пословица) 13) К кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов) 14) Прекрасные летние дни. (И. Бунин) 15) Вот серый старый дом. (Н. Некрасов)

• Подчеркните грамматические основы, укажите способ выражения подлежащего и сказуемого и определите вид односоставных предложений.

• Как вы понимаете смысл пословицы: “Лестницу сверху метут”?

II

1) Апрель, дни серые... (И. Бунин) 2) В это время самая поздняя осень до того сходится близко с самой ранней весной, что по себе только и узнаёшь отличие дня осеннего и весеннего. (М Пришвин) 3) Если перистые облака идут с запада с такой быстротой, что их движение легко заметить на глаз, то наступит ухудшение погоды. (Народный календарь) 4) Гречиху сеют, когда скворчата из гнёзд выглядывают. (Народная мудрость) 5) Лесной запах усиливался; слегка повеяло тёплой сыростью; влетевший ветер около нас замирает. (И. Тургенев)

• Односоставные предложения могут быть в составе сложного предложения. Найдите в составе записанных сложных конструкций односоставные предложения, подчеркните грамматические основы, определите вид односоставных предложений и графически обоснуйте свой выбор.

• Какие виды сложных предложений иллюстрируют данные примеры? Обоснуйте свой ответ.

• Начертите схемы предложений 1, 2, 6.

• Запишите транскрипцию слов: гнёзд, узнаёшь, слегка.

III

Дарю тебе сердце

Дарю тебе сердце

На листике белом,

Дарю тебе сердце,

Что хочешь с ним делай.

Гуляй где угодно,

Ходи с ним повсюду,

Рисуй, что захочешь,

Сердиться не буду.

Но лучше на нём

Рисовать не учись ты,

Пускай моё сердце

Останется чистым.

(А. Барто)

• Определите вид предложений по количеству грамматических основ. Подчеркните грамматические основы в односоставных предложениях, укажите способ их выражения.

• Какой вид односоставных предложений иллюстрирует данное стихотворение?

• Какие ещё виды односоставных предложений вы знаете? Составьте и запишите примеры таких предложений.

• ТР. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания М.В. Ломоносова: “Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит”. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры из текста А. Барто.

IV

* * *

Светает за окном... Доехать бы скорее!

Мне слышен стук колёс... Уже не задремать.

Во сне я видел мать, и на душе светлее.

Мне так легко всегда, когда приснится мать.

(Г. Маркиш)

• Подчеркните грамматические основы в односоставных предложениях; определите вид односоставных предложений, свой выбор обоснуйте графически.

• Укажите предложение, в котором есть прямое дополнение.

• Выполните фонетический разбор слов колёс, всегда; морфемный разбор слов скорее, приснится; морфологический разбор слова светлее.

V

* * *

Что я знал о Севере с детства?

Ночь. Упряжки. Величье немое.

Думал: Север над уровнем моря.

Понял: Север на уровне сердца.

(Ю. Кушак)

• Подчеркните грамматические основы в односоставных предложениях, определите вид односоставных предложений.

• Выпишите два словосочетания: со связью согласование и со связью управление. Разберите словосочетания.

• ТР. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: “Какова выразительная роль односоставных предложений”.

VI

Наст

Опять ясный день с солнечным морозом, и ручьи по колеям на дороге, и жаркий час на сугробах в лесах, заваленных снегом.

Вылез, по брюхо утопая в сугробах, на лесную поляну, где пробегает мой любимый ручей. Нашёл обнажение воды из-под снега возле берёз и это снимал, как начало весны воды. Ночью мороз был так силён, что наст не везде проваливался, зато уж как провалишься, так здорово достанется. Сейчас можно поутру забраться по насту глубоко в лес, и в полдень, когда разогреет, там в лесу и останешься, не вылезешь и будешь ждать ночного мороза, пока он не намостит.

(М Пришвин)

• Подчеркните грамматические основы в односоставных предложениях. Определите вид односоставных предложений.

• Какой вид односоставных предложений с главным членом сказуемым не иллюстрирует данный текст?

• Составьте и запишите односоставное неопределённо-личное предложение.

• Выделите орфограммы в словах: ясный, заваленных, обнажение, забраться, провалишься.

• Укажите часть речи слова зато (из второго абзаца). Докажите, что данное слово имеет созвучную словоформу среди самостоятельных частей речи: составьте и запишите соответствующее предложение. Объясните правописание созвучных слов.

Выборочные диктанты

I

1) В лесу покой и тень. (Я. Радимов) 2) Короткий день. А вечер долгий. (Я. Рубцов) 3) Чиста небесная лазурь. (А. Плещеев) 4) Первый утренник, серебряный мороз! Тишина и звонкий холод на заре. (Я. Бунин)

• Выделите односоставные назывные предложения.

(Ключ: короткий день, первый утренник, серебряный мороз, тишина.)

• Почему остальные предложения нельзя отнести к группе односоставных назывных предложений?

• Найдите в записанных предложениях слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясните такое несоответствие.

• Найдите слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного.

II

• Послушайте отрывок из стихотворения Константина Бальмонта “Мне памятен любимый небом край”.

* * *

Как слово песни — чаша хризантем,

Окно в простор. В нём золотая рама.

Поля. Сады. Холмы. И надо всем

Напев тончайших линий, Фуджи — Яма...

(Примечание: Фудзияма — самая высокая в Японии гора-вулкан на острове Хонсю, служащая объектом религиозного паломничества. )

• Запишите под диктовку. Подчеркните назывные предложения. Какова их роль в речи?

• ТР. Дайте письменный развёрнутый ответ на вопрос: “Каковы особенности строения назывных предложений?”

III

• Внимательно прослушайте стихотворение Александра Блока.

***

Снег да снег. Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, светло и бело!

Только чёрные, чёрные стены...

И дыханье выходит из губ

Застывающим в воздухе паром.

Вон дымок выползает из труб.

Вон в окошке сидят с самоваром.

(А. Блок)

• Слушайте ещё раз и записывайте только односоставные предложения. Определите их вид, обоснуйте свой выбор графически.

IV

Слово

Много слов на земле. Есть дневные слова, —

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд, —

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, —

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту —

Береги изначальную их чистоту...

(В. Шефнер)

• Найдите в тексте стихотворения все односоставные предложения (в том числе и в составе сложных предложений). Укажите их вид и графически подтвердите свой выбор.

• Найдите по одному примеру слов, в которых правописание приставки а) не зависит от последующего согласного звука; б) зависит от последующего согласного звука.

V

1) Славная осень! (Я. Некрасов) 2) Вокруг тишина. (С. Есенин) 3) Из леса и с полей повеяло теплом. (Я. Бунин) 4) Утро было ясное и тихое. (А. Солженицын) 5) Внезапно стало теплеть. (М. Пришвин) 6) За шоссе — берёзовый лесок. (Я. Бунин) 7) Озёра привлекают нас своей гладью, моря — простором, реки — движением. (С. Залыгин)

• Найдите односоставные предложения, определите их вид.

• Объясните, в чём разница между: а) односоставными и двусоставными предложениями; б) односоставными и неполными предложениями.

Контрольные диктанты

I

Лунный блик

Ночью впереди теплохода, по голубой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, ширился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой змейкой.

Верилось, с нетерпением ждалось, что вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнёт её, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошёл час, другой, а отблеск далёкой луны всё бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряжённо работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь. Казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

(По В. Астафьеву)

Задания:

1. Выделите в тексте диктанта односоставные предложения, в том числе и в составе сложных. Определите вид односоставных предложений, обоснуйте свой выбор графически.

2. В каком односоставном предложении 2-е лицо сказуемого воспринимается как обобщённое? Каков смысл такого явления? Дайте письменный ответ.

(Ключ: В последнем предложении текста 2-е лицо сказуемого воспринимается как обобщённое. Форма обобщённо-личного предложения, в которую облекает автор свои наблюдения, чувства, переживания, помогает перенести эти эмоции на всех, в том числе и на слушателя. То есть действие представляется как типичное при подобных обстоятельствах.)

3. Составьте и запишите односоставные предложения: а) неопределённо-личное; б) назывное.

4. Подчеркните в предложении второго абзаца прямое дополнение, укажите способ его выражения.

II

...Много лет назад довелось посетить эти места. Торфяная грязь посёлка. Машины, увязшие в грязи. Чахлый тальник по обочинам, кривые, словно в тундре, сосенки на буграх. Лихое комарьё. Посеревшие от дождей соломенные стрехи избёнок. Липнувший к лицу моросью частый дождичек, наводящий уныние.

Лечу, вспоминаю былое, а под крылом до горизонта простираются аккуратные квадраты полей. А где же болота? Может, в спешке сел не на тот самолёт? Но тут стюардесса велела пристегнуть привязные ремни и сообщила, что подлетаем к Пинску.

Залитый осенним солнцем аэродром. Аккуратный вокзальчик в окружении тополей. Навстречу вышел высокий парень в джинсах. Он бодро вертел на пальцах ключи от машины.

— Иван, — непринуждённо представился он, и мы покатили на малиновых “Жигулях” по асфальтовой ленте. По обе стороны шоссе — убранные поля. Обогнали “Беларусь”, тащивший прицеп с чистым картофелем. Кирпичные особняки усадеб... Последние астры догорали в палисадниках...

(По Л. Круглову)

Задания:

1. Выделите в тексте диктанта односоставные предложения, в том числе в составе сложных конструкций. Определите вид односоставных предложений, обоснуйте свой выбор графически.

2. Найдите и подчеркните неполное предложение.

3. В третьем абзаце подчеркните несогласованные определения.

4. Определите часть речи слова “навстречу” из предложения: “Навстречу вышел высоких парень в джинсах”. Докажите, что данное слово имеет созвучную словоформу среди самостоятельных частей речи: составьте и запишите соответствующие предложения. Укажите части речи созвучных слов и объясните их правописание.

III

Случалось ли вам, читатель, в жаркий весенний день лежать на траве в цветущем саду и глядеть в необъятное синее небо?

О, как глубока и таинственно-величава безграничная небесная даль... Каким ласковым жаром и какою невозмутимою тишиною веет от неё... Трепещут ли под напором ветра гибкие ракиты, слабым ли шёпотом отзывается трава тому ветру, звенят ли мягкие и упругие речные волны, ударяясь о берег, гудят ли заботливые пчёлы, рокочет ли бисерными переливами соловьиная песня, плачет ли кукушка — необъятная небесная высь вечно безучастна и вечно безмолвна.

Но берегитесь вникать в смысл этого безучастия и этого безмолвия. Не отравляйте красоты. Раскройте душу свою одной только мирной и тихой красоте и одной только этой красоте бесхитростно внимайте... Смотрите на синеву небесную, прозрачным морем повисшую над вами. Смотрите на это пышное и круглое облако, с торжественной тихостью плывущее по этому морю... Смотрите и любуйтесь. Вон острые и блестящие листья ракиты яркою зеленью вырезались на лазурном фоне неба и слабо волнуются, колеблемые лёгким ветром... Вон бледный тополь задумчиво лепечет жёсткими листьями своими и ослепительно заворачивает их серебристую подкладку в упор этому ветру... Вон молодая берёза дрожит, и трепещет, и сверкает на солнце... Глядите и любуйтесь. Глядите, как светлы и нарядны эти яблони, подобно гигантским букетам украшающие сад... Глядите, как хорош этот частый, тёмно-сизый вишенник, притаившийся под густым навесом цветов и твёрдых тёмно-зелёных листочков... Глядите и любуйтесь.      (219 слов)

(По А. Эртелю)

Примечание: сказать о постановке тире.

Задания:

1. Выделите в тексте диктанта односоставные предложения, в том числе в составе сложных конструкций. Определите вид односоставных предложений, обоснуйте свой выбор графически.

2. Какие виды односоставных предложений не проиллюстрированы в данном тексте? Составьте и запишите примеры таких предложений.

IV

...У меня вырвалось невольное восклицание, когда я сел верхом и оглянул знакомые окрестности. Я не узнал их. Вместо вчерашнего серенького туманного колорита какое-то торжественное сверкание облекало их. Сверкали солнечные лучи, сверкал снег, отражая эти лучи, сверкало чистое безоблачное небо. Казалось, что и сам холодный, но чудно прозрачный воздух проникнут был этим сверканием... Правда, этот сплошной блеск чрезвычайно скоро утомлял глаза. Им становилось больно даже от одного пристального взгляда на ослепительно белую и ровную пустыню.

Но зато там и сям на голубоватом горизонте, замыкавшем эту пустыню, показались предметы, на которых можно было отдохнуть утомлённому зрению. Дали как бы раздвинулись. Завиднелись скрытые до сих пор колокольни окрестных сёл. Показались далёкие купеческие хутора со своими высокими ригами и скирдами хлеба. Словно из земли выросла Берёзовка со своими гумнами, с вётлами, опушёнными снегом, с чёрными трубами, резко выдававшимися на белых крышах...

Всё словно было погружено в глубокий невозмутимый сон: и снеговая равнина, и колокольни с огоньками, сверкающими на крестах, и хутора, и кусты, и лес, и Берёзовка. Ни одного звука не тревожило торжественной тишины... Блеск и тишь. Не хотелось громко выговорить слова, вскрикнуть, зашуметь. Чувствовалось, что всякий звук был бы оскорблением чему-то дорогому, близкому, какой-то святыне... Природа казалась храмом, тишина — благоговейной тишиной этого храма, тишиной, в которой уместен лишь кроткий шёпот молитвы ...      (208 слов)

(По А. Эртелю)

Задания:

1. Выделите в тексте диктанта односоставные предложения, в том числе и в составе сложных. Определите их вид.

2. Проведите синтаксический разбор предложения: “Всё словно было погружено в глубокий невозмутимый сон...”

3. Выделите орфограммы в словах, объясните их правописание: окрестных, туманного, равнина, выросла, опушёнными, святыня.






Для любых предложений по сайту: [email protected]