Текст как единица синтаксиса - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Текст как единица синтаксиса - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 11. Основные единицы синтаксиса (§ 7)

Тема урока: “Текст как единица синтаксиса”.

Цели урока: 1) совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать на заданную тему, 2) научить анализировать и конструировать текст, 3) развивать наблюдательность и языковую интуицию, 4) воспитывать уважение к интеллектуальному труду.

Оформление доски:

1) эпиграф: “Текст — это объединённая смысловой связью последовательность речевых единиц: высказываний, абзацев, разделов...” (Ф. Филин);

2) словарное слово — текст — от лат. textus — сплетение, соединение, ткань;

3) репродукция картины Ю. М. Ракши “Продолжение”.

Наглядность:

1) памятка “Анализ текста”;

2) карточки с текстом стихотворения Л. К. Татьяничевой “Мне говорят, что слишком много...”;

3) репродукция картины Ю. М. Ракши “Продолжение”.

ТСО:

видеофрагмент из балета А. Адана “Жизель”.

Ход урока

I. Вводная часть:

1. Объявление темы и целей урока (учащиеся записывают тему и эпиграф к ней в тетради):

— научиться анализировать и конструировать текст;

— уметь рассуждать по заданной теме.

2. Беседа:

— Чем пользуется человек во время общения? (Речью.)

— Какие вы знаете разновидности речи? (Устную и письменную.)

— Из чего состоит наша речь, устная и письменная? (Из звуков, слов, предложений.)

Учитель произносит слова лирика, балет, живопись.

В ходе беседы учащиеся должны сделать самостоятельный вывод, что речь состоит из предложений, связанных темой и основной мыслью, соединённых по смыслу и грамматически.

3. Проверка домашнего задания.

— Назовите признаки текста.

1) Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме.

2) Ограниченность (автономность). Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы — начало и конец.

3) Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определённом порядке.

4) Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое, для понимания его структуры важнейшее значение имеет взаимосвязь содержания и формы. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией.

5) Соотнесение содержания с темой.

6) Упорядоченность. Языковые единицы, образующие текст, все его части, а также содержательная и смысловая стороны определённым образом упорядочены, организованы.

7) Членимость. Способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны (цепная и параллельная).

— Что вы узнали из словарей о понятии текст? (Справка из этимологического словаря Н. М. Шанского: текст заимствован в XVIII веке из лат. textus — словесное единство; справка из словаря-справочника лингвистических терминов Д. Э. Розенталя: текст — произведение речи, воспроизведённое на письме или в печати.)

4. Работа с учебником:

— чтение теоретических сведений о тексте на с. 28.

II. Практическая часть: анализ стихотворения Л. К. Татьяничевой “Мне говорят, что слишком много...”.

— Прочитайте выразительно стихотворение.

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою.

Ну, что смогу я им ответить —

Сердцам,

Бесстрастным, как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

— Что вы можете сказать о поэтессе? (Когда Татьяничевой было 10 лет, умерла её мать. Эта потеря была огромным горем. Утрата любимой матери, острые переживания стали причиной написания стихотворений на тему “Сила материнской любви”.)

— Докажите, что это текст. (В нём предложения, объединённые одной темой — материнской любви. Главная мысль — любовь делает человека сильнее (3-е предложение). Ключевые слова: любви, детям, материнская тревога и т. д. Тип речи — повествование и рассуждение. Связь между предложениями цепная.)

— Придумайте своё заглавие. (“Материнская любовь”, “О самом дорогом человеке на свете”, “К маме” и др.)

— Какова тема и главная мысль текста? (Тема — материнская любовь. Главная мысль — любовь делает человека сильнее.)

— Укажите ключевые слова в тексте (любви, детям, материнская тревога и т. д.).

— Определите тип речи. (Повествование и рассуждение.)

— Определите связь между предложениями. (Цепная.)

— Укажите лексические, морфологические и синтаксические средства связи.

Лексические: текстуальные синонимы (говорят — ответить), текстуальные антонимы (старит — делает сильнее, я — они).

Морфологические: видовременные формы глагола и причастия (говорят, отдаю, отданная).

Синтаксические: вопросительно-повествовательная интонация.

— Определите стиль текста и укажите приметы стиля (стиль — художественный: ритм, рифма, образность, эпитеты (материнская тревога, бесстрастным сердцам), метафоры (тревога старит), сравнения (как броня).

— Что вы знаете о слове броня?

Слово многозначное:

— металлическая одежда, защищающая туловище воина;

— защитная облицовка из специальных стальных плит на военных судах, танках.

— Проанализируйте пунктуацию текста: сложные предложения; сравнительные обороты; причастный оборот; однородные члены предложения; обращение.

III. Выполнение творческих заданий по группам (задания по выбору учащихся). Составить тексты по разобранному стихотворению Л. Татьяничевой и видеофрагменту из балета А. Адана “Жизель”, сопряжённые с темой материнской любви.

1. Примерный текст на тему “Сила материнской любви”.

Мама — самая лучшая и близкая подруга. Она всегда поможет и в радости и в горе. Добрый свет лучистых маминых глаз сопровождает нас всю жизнь. У мамы верное и чуткое сердце, в котором никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было нам лет, всегда будет нужна мама. И чем больше наша любовь к ней, тем радостнее и светлее жизнь. Теплота маминого сердца даёт силы, чтобы жить, не ведая тревог.

2. Текст по видеофрагменту из балета А. Адана “Жизель” на тему “Сила материнской любви”.

Жизель в трудные жизненные минуты обращается к своей маме. Рядом с мамой душа её светлеет, жизнь становится радостней. Оптимизм мамы, её любовь к дочери — вот качества, которые заслуживают восхищения. Ценность жизни матери — в дочери, в её будущих свершениях и успехах. Чем щедрее мать отдаёт дочери своё тепло, тем радостнее живёт сама.

IV. Подведение итогов: что нового вы узнали на уроке? (Научились анализировать и конструировать текст.)

V. Домашнее задание по карточкам (анализ стихотворения Б. А. Ручьёва или сочинение на тему “Как нужно выражать свои мысли”).






Для любых предложений по сайту: [email protected]