Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Урок 14. Синтаксические связи слов в словосочетаниях (§ 11). Синтаксический разбор словосочетаний (§ 12)
Цели урока: 1) познакомить учащихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, с видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл), 2) научить определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлять словосочетания с заданным видом связи, разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи, производить устный и письменный разбор словосочетания.
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик устно рассказывает о словосочетании и видах словосочетаний.
Второй читает описание вечерней зари (упр. 57), делает вывод о роли разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла.
Третий выбирает из упр. 63 сначала свободные словосочетания, а затем фразеологические обороты.
II. Понятие о связях слов в словосочетании.
Анализ материала на с. 33, параллельно прорабатывается теория на с. 39. Для закрепления учащиеся выполняют упр. 64 на с. 40.
Чтобы повысить интерес к работе, учитель может, используя метод стимулирования, ввести в объяснение занимательный материал из упр. 66 на с. 40 (нормативность построения данных словосочетаний).
В словосочетании всегда одно слово главное, будто хозяин, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная. Но слово-хозяин по-разному относится к своим подчинённым.
1) При согласовании. Главное слово — добрый хозяин. Трудится вместе с подчинённым. “Я делаю, и ты делай так же”, — как будто говорит оно.
2) При управлении. Хозяин требовательный, жёсткий. Сам ничего не делает, но подчинённому приказывает: “Делай, как я велю!”
3) При примыкании. Хозяин ничего не требует от подчинённого, только просит: “Встань со мной рядом”.
III. Дифференцированное закрепление и проверка понимания темы.
1. Первая группа учащихся работает над грамматической правильностью речи по упр. 69.
Вторая группа конструирует словосочетания, чтобы в них была реализована подчинительная связь — управление (упр. 65 на с. 40).
Третья группа выполняет упр. 68 на с. 41. Учащиеся составляют словосочетания, записывая их в два столбика (управление предложное и беспредложное).
2. Знакомство с синтаксическим разбором словосочетаний § 12 на с. 42—43. Из упр. 71 надо выписать 2—3 словосочетания и сделать их разбор.
IV. Домашнее задание дифференцированного характера: а) ответить устно на контрольные вопросы (с. 44); б) индивидуальное задание для двух человек. Сделать сообщение на тему “Что я узнал о словах: стратегия, гарантия, кандидат” (с. 40); в) выполнить упр. 72. Сочинение на тему “Дом, который украшает (не украшает) нашу улицу, село, посёлок, город”. Сделать разбор 2—3 словосочетаний.