Русский язык в современном мире

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Русский язык в современном мире

Урок 1. Русский язык в современном мире

Цели урока: 1) познакомить учащихся с функциями русского языка как языка межнационального общения, государственного языка Российской Федерации, мирового языка, официального и рабочего языка ООН и других международных организаций, 2) научить составлять опорный конспект, 3) углубить знания учащихся о роли русского языка в развитии русской литературы.

I. Сообщение темы урока, запись её на доске и в тетрадях.

Учащимся предлагается записать высказывание А. Н. Толстого

Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) — русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара.

Выясняем с учащимися значение понятия “мировой язык” по “Энциклопедическому словарю юного филолога”: мировыми языками называются некоторые наиболее распространённые языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные.

II. Постановка цели урока. Учащиеся отвечают на вопрос: почему русский язык относится к мировым языкам, доказывают правомерность высказывания А. Н. Толстого.

Примеры высказываний:

— Русский язык охватывает международные сферы: дипломатию, мировую торговлю, туризм, на нём общаются учёные разных стран, он изучается в качестве иностранного в вузах и школах большинства стран мира, используется как рабочий язык в ООН;

— мировое значение русского языка обусловлено его богатством и выразительностью, а также тем, что на нём создана величайшая художественная литература.

III. Учитель задаёт вопрос: в чём проявляется богатство русского языка?

Ответы учащихся:

— в лексике (в 17-томном “Словаре современного русского литературного языка”) объясняются значения более 120 тыс. слов, между тем целые разряды слов остались за пределами этого словаря: термины, иноязычные слова, новые слова;

— в многообразии стилистических возможностей, в его способности выражать мысль по-разному в зависимости от цели, характера и условий речевого общения;

— в звуковом строе русской речи с его разнообразием звуков, интонационных оттенков;

— в свободном ударении, способствующем благозвучному разнообразию русского языка;

— в богатстве способов словообразования и словообразовательных элементов (обилие приставок и суффиксов);

— в чёткой и стройной синтаксической структуре русского языка, гибкости и разнообразии фраз.

IV. Работа с учащимися по учебнику.

1. В упражнении 1 учащиеся выписывают выделенные словосочетания, называющие функции русского языка. Учитель обращает внимание на орфограммы в записанных словосочетаниях, ученики объясняют условия выбора орфограмм, записывают слова, данные в рамках на с. 4. Далее устная работа, в ходе которой ученики пересказывают текст упражнения 1, опираясь на значение выделенных словосочетаний.

2. В упражнении 2 ребята учатся составлять опорный конспект для пересказа, устно передают содержание текста.

3. В упражнении 3 ученики делят текст на 2 абзаца, формулируют вопрос ко второму абзацу и дают на него письменный ответ.

Затем учащиеся читают теоретический материал на странице 4 и делают вывод: выдвижение, становление русского языка в межнациональном и международном общении зависит от языковых и социальных факторов.

V. Подведение итогов урока с учётом цели, поставленной перед учащимися.

VI. Домашнее задание дифференцированного характера: а) первая группа отвечает на вопрос, почему русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков; б) вторая группа выполняет упражнение 4, учит наизусть высказывание Д. С. Лихачёва о русском языке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]