Назывные предложения - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Назывные предложения - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Односоставные предложения

Урок 34. Назывные предложения (§ 31)

Цели урока: научить распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения, определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия, ремарка, указание на фрагментарность воспоминаний и пр.).

I. Проверка домашней работы (упр. 173).

II. Синтаксическая зарядка.

— Определите виды предложений по строению грамматической основы (двусоставные, односоставные).

— В левый столбик запишите двусоставные предложения, а в правый — односоставные.

Полк наступал в горах вдоль северного берега Дуная. Безлюдный край. Голые вершины сопок. Тёмные массивы лесов. Ущелья. Пропасти. Размытые проливным дождём дороги. Бешеные пенистые потоки, разбухавшие с каждым часом. Противник откатывался через горы за Дунай.

(По О. Гончару)

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся анализируют сведения (с. 101), отвечают на вопрос, в каких односоставных предложениях главный член выражен именительным падежом существительного, а в каких — сочетанием числительного с существительным. Определяют предложения, где события, явления, предметы, названные глагольным членом, существуют.

Далее восьмиклассники делают вывод: назывные (номинативные) — это также односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным.

Чтение правила на с. 101.

IV. Закрепление темы.

1. В упр. 174 учащиеся находят назывные односоставные предложения, подчёркивают в них главный член, указывают, чем он выражен.

2. В упр. 176 выписывают назывные предложения в такой последовательности:

• место действия;

• место и время;

• место и действующих лиц.

3. В упр. 177 заменяют выделенные двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными.

4. Творческая работа по упр. 182. Учащиеся составляют и записывают текст или 3—5 предложений на тему “Первые впечатления...”.

Тестовые задания

1. Отметьте назывное предложение.

а) Дальний лай собак.

б) Время от времени слышен крик ослика.

в) Чувствуется неповторимый дух полыни.

г) Пахло землёй и морозцем.

Ответ: а.

2. Сколько назывных предложений можно выделить из четверостишия?

Стаи птиц. Дороги лента.

Повалившийся плетень.

С отуманенного неба

Грустно смотрит тусклый день.

Варианты ответа: 1, 2, 3, 4.

Ответ: 3.

3. Укажите назывные предложения.

а) Мне холодно.

б) Вот заводская улица.

в) Это домик под толевой крышей.

г) Пятый час дня.

д) Вода немного коричневатая.

Ответ: б, г.

V. Домашнее задание: § 31, упр. 178, 179 (по выбору учащихся).






Для любых предложений по сайту: [email protected]