Рассуждение - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Рассуждение - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Односоставные предложения

Урок 39. Рассуждение (§ 36)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с рассуждениями дедуктивного типа, рассуждениями-размышлениями и речевыми жанрами, в основе которых лежит рассуждение как тип текста (характеристика, сравнительная характеристика), рассуждениями на лингвистическую тему, морально-этическую тему, 2) научить использовать в качестве аргументов факты, примеры из жизни.

I. Проверка домашнего задания (упр. 200, 204).

Рекомендации учителю: в § 36 предложены в основном рассуждения-доказательства, в которых либо защищается, либо опровергается выдвинутый тезис. В них большую роль играют аргументы, их информативность. Сложность рассуждения зависит также от той формы, в какой преподносится тема.

В упр. 209 содержится прямой вопрос, требующий развёрнутого ответа “Чем же мне дорог родной край?”

В упр. 207 предлагается тема, где содержится суждение “Слово делом крепи”, которое нужно раскрыть, развернуть, доказать (или опровергнуть). Такого типа формулировки затрудняют учащихся. Учитель предлагает восьмиклассникам задуматься над темой сочинения и ответить на следующие вопросы:

— Правда ли, что слово нужно подкреплять делом?

— Во всех ли случаях это утверждение верно, истинно?

Главное в работе над рассуждениями — так организовать урок, чтобы ребята искали ответ на поставленный вопрос сами. Пусть посмотрят книги, расспросят старших. Меньше всего следует разрабатывать содержание предстоящего сочинения.

Если, например, в процессе подготовки к сочинению “Слово делом крепи” вспоминаются и комментируются соответствующие пословицы о словах и делах, приводятся примеры людей, у которых слово не расходится с делом и т. п., а затем школьники пишут сочинения, то в этом случае они, как правило, пересказывают в своих работах то, о чём говорилось на уроке. И учитель может не узнать, что они действительно думают об обязательности и ответственности человека за свои слова.

Более важно обратить внимание восьмиклассников на то, как может быть построено сочинение, какие аргументы следует привлекать, какие разные положения могут доказываться, как неодинаково можно подойти к решению вопроса, заложенного в теме сочинения.

В задании к сочинению-рассуждению (упр. 207) в учебнике включены подсказывающие вопросы:

1. Часто вы принимаете какие-то решения?

2. Всегда ли вы держите свое слово?

Рассуждение на тему “Чем же мне дорог родной край?” (упр. 209), сформулированное в виде конкретного вопроса, требует развёрнутого личностного ответа, в котором будут употребляться личные местоимения и глаголы в форме 1-го лица единственного числа (я люблю..., мне нравится..., мне дорог..., меня радует... и т. д.). Поэтому при анализе темы нужно обратить внимание на местоимение мне, подчеркнуть его, выделить голосом.

Уместно ли в этом сочинении употребление при аргументировании слов типа во-первых, во-вторых, итак? Да, уместно, но необязательно.

А вот в каком порядке лучше расположить аргументы, надо непременно подумать, чтобы читателю было ясно, какой аргумент автор считает главным, особенно важным.

Учащиеся знакомятся с тем, что начинать рассуждения можно с вступления, которое подготовит введение тезиса.

Например, обсудим вступление к сочинению “Чем же мне дорог родной край?”:

У каждого человека есть свой родной край. У мамы — село, где она родилась. Я спросила маму: “А чем тебе так дорог твой родной край? Ты так часто говоришь о нём...”

После ответа мамы автор сочинения напишет примерно так:

Родной край для меня, как и для мамы, — это место, где я родилась и живу сейчас. Наш край необыкновенный. Он славится своими озёрами, лесами, горами, а главное — людьми. Это, наверное, о нашем крае поётся: “У природы нет плохой погоды...” Да, необыкновенное сочетание леса, озёр, гор обеспечивает хорошую погоду, и никакой дождь не “смывает” красоту.

Вступление подсказывает и заключительную часть рассуждения. Например:

Я заканчиваю своё сочинение словами известной песни, но немного изменив их: в нашем родном крае нет ни плохой погоды, ни плохой природы. Наоборот — всё прекрасно, удивительно, восхитительно. Я люблю свой край родной!

В процессе анализа сочинений учитель выделит оригинальные мысли, суждения, выводы, покажет, какими примерами из жизни и литературы оперировали авторы сочинений, насколько их аргументы были убедительны и при этом лаконично изложены.

II. Домашнее задание: упр. 212.






Для любых предложений по сайту: [email protected]