Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Односоставные предложения

Урок 42. Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту

Цели урока: 1) уточнить знания, умения и навыки по теме “Односоставные и неполные предложения”, 2) воспитывать чувство ответственности за качество знаний.

I. Проверка домашнего задания (упр. 218).

II. Диагностирующая проверка понимания всей темы “Проверьте себя”. Подготовка к контрольному диктанту.

Методика выполнения: учитель читает предложения, ученики записывают их в тетради, разбирают по таблице.

Перед проведением диагностирующей проверки понимания темы необходимо провести фронтальный опрос по контрольным вопросам и заданиям на с. 109. Надо познакомить учащихся с обобщающей таблицей “Основные группы односоставных предложений” (проецируем таблицу с помощью мультимедийной установки).

• Текст для диагностирующей проверки.

Лёгкий морозец. Тихо. На улице ни души. Смотришь на звёзды, но никогда не узнаешь, кто там зажигает небо. Небо вечно, и звёзды вечны, а человеческая жизнь коротка и трудна. И человек стремится крепче привязать себя к земле. А звёзды? Посмотрите на них. Вы почувствуете, как радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам.

III. В упр. 217 учащиеся устраняют излишнее повторение местоимения я, заменяют некоторые двусоставные предложения односоставными.

Творческая работа (упр. 220).

Тестовые задания

1. К какому типу односоставных относится данное предложение?

Наш поезд задержали на пограничном разъезде.

а) неопределённо-личное

б) определённо-личное

в) безличное

г) назывное

Ответ: а.

Группы односоставных предложений

Вид предложения

Форма выражения главного члена

Примеры

Назывные (номинативные)

Главный член выражен существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным

Декабрь. Три часа ночи.

Определённо-личные

Главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или 2-го лица повелительного наклонения

Замечаю под крышами голубоватые сосульки.

А приглядитесь к снегу!

Неопределённо-личные

Главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении

Газеты доставляют по утрам.

Сообщили бы заранее о резком похолодании.

Безличные

Главный член выражается безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в родительном падеже с ни или не

Зимой рано смеркается.

В темноте ничего не разглядеть.

В подъезде пока ещё слабо освещено.

Тихо вокруг. Рядом ни души.

2. Найдите четвёртое лишнее.

а) Как аукнется, так и откликнется.

б) Не боги горшки обжигают.

в) Много спать — добра не видать.

г) Не было ни гроша, да вдруг алтын.

Ответ: в.

3. В каком предложении неполную часть необходимо распространить?

а) Лотос ассоциируется с Индией, тюльпаны — с Голландией.

б) Февраль зиму выдувает, а март ломит.

в) Кто испытывал, как отрадно на заре по кустам.

г) Не место красит человека, а человек место.

Ответ: в.

4. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

а) Необходимо быть дома.

б) Вам с лимоном или с вареньем?

в) Февраль.

г) Оставайтесь здесь.

д) “Видите дым?” — “Теперь вижу”.

Ответ: б, д.

5. Укажите неверное утверждение.

а) Неполные предложения те, в которых нет какого- либо необходимого члена предложения.

б) Односоставные предложения могут быть неполными.

в) Неполные предложения могут быть только нераспространёнными.

г) Односоставные предложения могут быть нераспространёнными.

Ответ: в.

IV. Домашнее задание: повторить материал § 30—38, упр. 219.






Для любых предложений по сайту: [email protected]