Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Понятие об однородных членах предложения - Однородные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Простое осложнённое предложение
Однородные члены предложения
Урок 45. Понятие об однородных членах предложения (§ 40)
Цели урока: 1) познакомить учащихся со способами выражения однородных членов, типами связи и средствами связи между однородными членами, 2) научить распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией, составлять графические схемы однородных членов, использовать однородные члены предложения в заданной ситуации.
I.
1. Проверка домашнего задания: учащиеся читают 4—5 предложений, осложнённых однородными членами, делают синтаксический разбор одного из них.
2. Опережающее задание: обоснуйте знаки препинания, докажите, что однородными могут быть предложения.
Я хочу, чтоб ни войн, ни горестей не изведали наши дети, Чтобы жили они счастливо, и с людьми, и с работой ладили, Чтобы душу твою, Россия, они чтили превыше матери.
(Л. Татьяничева)
II. Изучение нового материала.
1. Учащиеся сравнивают черновую и окончательную редакции одного из предложений поэмы А. С. Пушкина “Цыганы” на с. 124. Делают вывод, что однородные члены предложения помогают точнее описать жизнь людей в городе, представить её в деталях.
2. Далее учащиеся вспоминают, что знают об однородных членах, отвечают на вопросы упр. 224 (с. 124—125).
3. На с. 125 сравнивают предложения, делают вывод, в каких предложениях употреблены однородные члены, читают предложения с интонацией перечисления.
4. Потом читают теоретические сведения об однородных членах предложения на с. 125.
III. Закрепление материала.
1. В упр. 225 учащиеся выразительно декламируют строки из стихотворений русских поэтов XIX века, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах, списывают, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами, разделительные и выделительные запятые между простыми предложениями в составе сложных.
2. Творческая работа по упр. 230. Нужно закончить предложения с помощью однородных членов, проверить себя по учебнику, по лингвистическим словарям.
3. Диктант по упр. 234 на с. 129.
Тестовые задания
1. Найдите ошибку в употреблении однородных членов.
а) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.
б) Сибирские цветы и травы имеют сдержанные или уж чересчур дурманящие запахи.
в) У Павла характер твёрд и очень сильный.
г) Собираешься мигом и едешь или идёшь неведомо куда.
Ответ: в.
2. Укажите неверное утверждение.
а) Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
б) Однородные члены равноправны по отношению друг к другу.
в) Однородными членами могут быть слова только одной части речи.
г) Обобщающее слово всегда является тем же членом предложения, что и однородные члены.
Ответ: в.
3. Отметьте предложение, в котором однородные члены выражены словами разных частей речи.
а) Мороз крепчал и щипал уши.
б) Костёр горел щедро, дымко, в полную силу.
в) Медленно, важно, сурово печальное дело велось.
г) Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне.
Ответ: б.
IV. Домашнее задание: § 40, упр. 228, 233.