Понятие об однородных членах предложения - Однородные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Понятие об однородных членах предложения - Однородные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Простое осложнённое предложение

Однородные члены предложения

Урок 45. Понятие об однородных членах предложения (§ 40)

Цели урока: 1) познакомить учащихся со способами выражения однородных членов, типами связи и средствами связи между однородными членами, 2) научить распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией, составлять графические схемы однородных членов, использовать однородные члены предложения в заданной ситуации.

I.

1. Проверка домашнего задания: учащиеся читают 4—5 предложений, осложнённых однородными членами, делают синтаксический разбор одного из них.

2. Опережающее задание: обоснуйте знаки препинания, докажите, что однородными могут быть предложения.

Я хочу, чтоб ни войн, ни горестей не изведали наши дети, Чтобы жили они счастливо, и с людьми, и с работой ладили, Чтобы душу твою, Россия, они чтили превыше матери.

(Л. Татьяничева)

II. Изучение нового материала.

1. Учащиеся сравнивают черновую и окончательную редакции одного из предложений поэмы А. С. Пушкина “Цыганы” на с. 124. Делают вывод, что однородные члены предложения помогают точнее описать жизнь людей в городе, представить её в деталях.

2. Далее учащиеся вспоминают, что знают об однородных членах, отвечают на вопросы упр. 224 (с. 124—125).

3. На с. 125 сравнивают предложения, делают вывод, в каких предложениях употреблены однородные члены, читают предложения с интонацией перечисления.

4. Потом читают теоретические сведения об однородных членах предложения на с. 125.

III. Закрепление материала.

1. В упр. 225 учащиеся выразительно декламируют строки из стихотворений русских поэтов XIX века, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах, списывают, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами, разделительные и выделительные запятые между простыми предложениями в составе сложных.

2. Творческая работа по упр. 230. Нужно закончить предложения с помощью однородных членов, проверить себя по учебнику, по лингвистическим словарям.

3. Диктант по упр. 234 на с. 129.

Тестовые задания

1. Найдите ошибку в употреблении однородных членов.

а) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.

б) Сибирские цветы и травы имеют сдержанные или уж чересчур дурманящие запахи.

в) У Павла характер твёрд и очень сильный.

г) Собираешься мигом и едешь или идёшь неведомо куда.

Ответ: в.

2. Укажите неверное утверждение.

а) Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

б) Однородные члены равноправны по отношению друг к другу.

в) Однородными членами могут быть слова только одной части речи.

г) Обобщающее слово всегда является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Ответ: в.

3. Отметьте предложение, в котором однородные члены выражены словами разных частей речи.

а) Мороз крепчал и щипал уши.

б) Костёр горел щедро, дымко, в полную силу.

в) Медленно, важно, сурово печальное дело велось.

г) Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне.

Ответ: б.

IV. Домашнее задание: § 40, упр. 228, 233.






Для любых предложений по сайту: [email protected]