Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них - Однородные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них - Однородные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Простое осложнённое предложение

Однородные члены предложения

Уроки 50, 51. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (§ 43)

Урок 50. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (§ 43)

Цели урока: 1) научить правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами, использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной, 2) объяснить, как разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов, распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся), 3) сформировать навык правильно расставлять знаки препинания при союзе и, использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения, разграничивать использование повторяющихся союзов при однородных членах и во фразеологических оборотах.

I. Проверка домашнего задания.

1. Связный рассказ по § 42 (однородные и неоднородные определения).

2. Проверка упр. 245.

3. Сообщение о словах: поликлиника, витрина.

Материал для учителя.

Поликлиника. Заимствовано в XX веке из французского языка, где policlinique — переоформление — по аналогии со словами на poly (см. полиглот) — первоначального policlinique — сложения греч. polis “город” и фр. clinigue “больница” (исходное слово — греч. kline “постель”). Поликлиника буквально — “городская больница”.

Витрина. Заимствовано в XIX веке из французского языка: vitrine < vitre — оконное стекло < лат. vitrum — стекло. 1. Окно в магазине, специально оборудованное для показа продаваемых товаров. 2. Застеклённый ящик, шкаф для музейных экспонатов.

II. Работа с перфокартой.

В левом столбике фиксируем однородные определения, в правом — неоднородные.

Пушкин обратился к живому роднику народного творчества и, обретя в нём неиссякаемые силы, создал русский литературный язык, положил начало подлинно русскому, гибкому, красивому стиху и подлинно русской, прозрачной, точной прозе. После Пушкина началось стремительное, невиданное восхождение русской литературы.

Великие русские писатели были сильны своей связью с родной страной, с родным народом. Слово и мысль им дал народ.

(Н. Михайлов)

III. Объяснение нового материала.

1. Учащиеся анализируют таблицу на с. 138 и отвечают на вопросы.

2. Затем читают теоретический материал на с. 137—138.

IV. Закрепление материала.

1. В упр. 248 на с. 138—139 расставляют пропущенные запятые, отвечают на вопросы:

— Какие предметы, признаки, действия противопоставляются друг другу?

— В каких предложениях отрицаются одни предметы, признаки, действия и при этом утверждаются другие?

2. Творческая работа по упр. 251 на с. 140.

3. Самостоятельная работа по упр. 252 на с. 141.

4. Диктант.

ПУШКИН И ДЕТИ

Среди псковских знакомых Пушкина были не только взрослые, но и дети. Он хорошо знал всех дворовых девчонок и мальчишек Михайловского, да и многих деревенских ребятишек Тригорского. Летом ходил вместе с ними в лес по грибы и ягоды, а зимой катался на коньках по озеру, часто видел в окно, как по усадьбе бегал “дворовый мальчик, в салазки жучку посадив”.

(По С. Гейченко)

В тексте диктанта учащиеся подчёркивают союзы при однородных членах и определяют, к какой группе они относятся.

Тестовые задания

1. Найдите предложение, в котором однородные члены связаны соединительными союзами.

а) Далеко гулы повторяют и рёв, и треск, и шум, и гром.

б) Ребёнок был излишне резв, но мил.

в) То садился он на диван, то подходил к окну, то хотел мыслить — безуспешное хотенье.

г) В лиловой мгле покоятся задворки, платформы, брёвна, листья, облака.

Ответ: а.

2. Противительным союзом является:

а) и

б) либо

в) то... то

г) зато

Ответ: г.

3. Найдите, в каком примере неправильно поставлена запятая перед союзом и.

а) Он хладнокровно встречал и удачу, и неудачу.

б) Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и подберёзовиков, и подосиновиков.

в) В старом саду дорожки и грядки заросли лопухами, и укропом.

г) В этом возгласе было и восхищение, и благодарность, и любовь.

Ответ: в.

V. Домашнее задание: § 43, упр. 253, 254.

Урок 51. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (продолжение темы)

I.

1. Проверка домашнего задания (упр. 253, 254).

2. Упражнение на развитие речевого слуха. Наблюдение над языком художественного произведения. Читается отрывок из стихотворения А. С. Пушкина. Ученики со слуха называют однородные члены и говорят об особенностях их соединения, отвечают на вопрос:

— Какую роль играет здесь повторяющийся союз то... то? (Усиливает семантику предложения, состояние непокоя, душевного дискомфорта).

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

• Эти строки после анализа читаются ещё раз и записываются в тетради по памяти.

3. Далее дети читают сведения в рамке на с. 142, учатся разграничивать использование повторяющихся союзов и... и, ни... ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, выполняют упр. 256.

II. Тренировочные упражнения.

В упр. 257 учащиеся отвечают на вопросы и списывают, расставляя пропущенные знаки препинания. В упр. 260 определяют тему и основную мысль текста, списывают, расставляя пропущенные знаки препинания, подчёркивают однородные члены предложения. Учащиеся знакомятся с правописанием слов комбинация, представление.

Комбинация. Заимствовано в XVIII веке из западноевропейских языков. Первоисточник — лат. combinatio < combinate — соединять, объединять. 1. Сочетание, взаимное расположение чего-нибудь. 2. Сложный замысел, система приёмов для достижения чего-нибудь. 3. Женское бельё в виде рубашки, надеваемое непосредственно под платье.

Представление. 1. Письменное заявление с предложением о чём-нибудь. 2. Театральное зрелище, спектакль.

3. Воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий. 4. Знание, понимание чего-нибудь.

Об истории слова представление один ученик готовит сообщение к следующему уроку.

III. Творческая работа по упр. 263. Учащиеся пишут характеристику, опираясь на текст, подчёркивают однородные члены, если употребили их в своём тексте.

Тестовые задания

1. Укажите, в каких примерах не нужна запятая перед союзом да.

а) Отсталый да ленивый всегда позади.

б) Снайпер бьёт редко да метко.

в) Много прочёл да мало учёл.

г) Щи да каша — пища наша.

Ответ: а, г.

2. Найдите предложение, в котором однородные члены связаны противительными союзами.

а) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллей.

б) Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина.

в) Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.

г) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки.

Ответ: в.

3. Укажите, в каком примере нужны запятые перед союзом и.

а) Смех и песни сливались в нестройную музыку.

б) Снег лежал на крыше и на балконе и на деревьях.

в) Человек всегда найдёт простор, дело и цель для мечтаний.

г) Туча росла и захватывала запад и восток.

Ответ: б.

IV. Домашнее задание: упр. 264, 265 по выбору учащихся.






Для любых предложений по сайту: [email protected]