Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них - Обособленные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них - Обособленные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Простое осложнённое предложение

Обособленные члены предложения

Уроки 59, 60. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них (§ 48)

Урок 59. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них (§ 48)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами обособленных определений (согласованные и несогласованные), способами выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным), способами выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение), правилами обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения), правилами обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания), 2) учить правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами, интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения, объяснять условия обособления определения, находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик читает предложения упр. 289, указывает паузы, выделяющие обособленные члены, остальные школьники обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга выполненные упражнения. Второй устно рассказывает об обособлении, а ребята рецензируют ответ.

II. Повторение знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.

На доску проецируется текст с пропущенными знаками препинания. Учащиеся списывают текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

ВОЛНЫ

Стаи волн с шумом к..тились на берег и разб..вались о песок он слабо шипел впитывая воду. Взмахивая белыми гривами передовые волны с шумом уд..рялись грудью о берег и отступали отражё(н, нн)ые им а их уже встречали другие шедшие поддержать их. Обнявшись крепко в пене и брызгах они снова катились на берег и били его в стремлении расширить пр..делы своей жизни.

(М. Горький)

III. Объяснение нового материала.

1. Учащиеся наблюдают материал на с. 161 учебника, читают выразительно предложения из правого и левого столбцов в соответствии с интонационными схемами.

Рекомендации учителю: подчеркните особо то, что интонация обособления выражается усилением ударения, паузами, убыстрением темпа.

2. Ученики указывают условие, при котором обособленные определения на письме выделяются запятыми (если они стоят после определяемого существительного).

3. Делается вывод: во 2-м столбце причастные обороты являются обособленными, а в 1-м — необособленными.

IV. Тренировочные упражнения (закрепление).

1. В упр. 291 учащиеся списывают предложения, расставляя пропущенные запятые, обозначают графически обособленные определения, выраженные причастными оборотами.

Рекомендации учителю: обратите внимание на слова, размещённые в рамке на с. 162, их следует прочитать, соблюдая правильное ударение.

2. Из упр. 292 выписывают необособленные определения, выраженные причастными оборотами, указывают условие необособления.

Словарная работа: трасса [нем. Trasse]. 1. Направление линии дороги, канала. 2. Путь, дорога.

Учащиеся записывают слово в словарь, составляют предложения со словом трасса.

Мы ехали по новой трассе. Велосипедисты мчались по новой трассе.

3. Самостоятельная работа по упр. 293 на с. 163.

Рекомендации учителю: обратитесь к словам в рамке на с. 163, попросите учеников записать их в словарик.

4. Объяснительный диктант.

УСАДЬБА

Усадьба состояла из двух отдельных домиков, построенных друг против друга по обеим сторонам проточного пруда. Длинная плотина, обсаженная серебристыми тополями, замыкала этот пруд. Почти в уровень с ней виднелась красная крыша небольшой мельницы.

Оба домика, одинаково построенные, закрашенные одной лиловой краской, казалось, переглядывались через широкую водную гладь блестящими стёклами своих маленьких окон. Посредине каждого из домиков выдавалась круглая терраса и острый фронтон, подпёртый четырьмя тесно поставленными колоннами.

(И. Тургенев)

V. Домашнее задание: упр. 294.

Урок 60. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы)

I. Проверка домашнего задания (упр. 294) (взаимопроверка).

II. Peчeвaя разминка. Ученики исправляют ошибки в данных предложениях, обозначают суффиксы причастий. Предложения проецируются на доску.

1) Подгоняемая лодка неслась по реке волнами.

2) Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

3) Самолёт приземлился на аэродром, вылетевший из Москвы.

4) Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы.

5) В лугах водилось множество птиц, поросших буйной растительностью.

6) Издали были видны плывущие брёвна по воде.

III. Учащиеся наблюдают материал на с. 164—165, читают теоретические сведения на с. 166—167, знакомятся с видами обособленных определений (согласованные и несогласованные), способами выражения обособленного определения, способами выражения определяемого слова, правилами обособления согласованных и несогласованных определений, обсуждают примечание на с. 166.

Далее работа с таблицей.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения (определениями и приложениями)

Выделяются запятыми

Примеры

1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению

Дружившие с детства, они никогда не расставались.

Они, агрономы, поехали работать в село.

2. Согласованные распространённые определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного

Ягоды, собранные детьми, были вкусны.

Дед, участник военных событий, знал всё о том далёком времени.

3. Два или несколько однородных согласованных нераспространённых определений, стоящих после определяемого существительного

Ветер, тёплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.

4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)

Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжить путешествие (причина).

5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.

Исключения: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении

Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик.

В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца.

IV. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 297 учащиеся записывают предложения, указывая графически обособленные определения и определяемые слова, называют условия обособления.

Рекомендации учителю: обратите внимание на правописание слова компаньон.

Компаньон (фр. compagnon) — 1) член компании, совладелец предприятия или фирмы, 2) сотоварищ.

Записать слово в словарик.

2. В упр. 298 записывают текст В. Бианки, подчёркивают определения, указывают, чем они выражены, ставят недостающие запятые.

3. Творческая работа.

Задание: заменить придаточные предложения обособленными определениями, графически объяснить условия обособления.

Текст Н. Тихонова проецируется на доску.

Шли на нашу землю ч..рные полчища, которые играли свои победные марши и распевали свои хвас..ливые песни. Вышла им (на)встречу русская сила. Вскипела народная душа, и мир увидел (не)забываемое зрелище. В ужасе заметался враг перед (не)понятной ему Советской Армией, которая сметала его полки и приближала бе(с, сс)лавный конец его авантюры.

Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на важность использования приёма графического объяснения условий обособления. Как показывает опыт, этот приём помогает учащимся не только видеть и осознавать особенности структуры таких предложений, но и правильно ставить знаки препинания в них. Необходимо также добиваться полного объяснения постановки знаков препинания в предложениях с обособлением.

V. Диктант “Проверь себя”.

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу необъятные её поля, волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны зелёные леса. Высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи. Непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в нашей стране. На многих языках говорят люди, населившие эту величественную страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.

(И. Соколов-Микитов)

Задания к тексту:

1. Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста.

2. Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль.

3. Определите роль обособленных определений в данном тексте.

Ученики отмечают “живописующую” силу обособлений. Обособление определений во многом зависит от коммуникативных намерений автора — стремления выделить по смыслу отдельные члены предложения. Наличие обособленных членов, требующих особой интонации (с паузами, выделяющими обособления, которые делают речь более плавной, замедленной), помогают при чтении текста не только “увидеть”, но и “рассмотреть” без спешки просторы нашей страны.

VI. Домашнее задание: упр. 299.






Для любых предложений по сайту: [email protected]