Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий - Повторение изученного в V-VII классах

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий - Повторение изученного в V-VII классах

Повторение изученного в V-VII классах

Урок 5. Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Цели урока: 1) научить разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, 2) объяснить и отработать практически орфограмму “Одна и две буквы н в данных частях речи”, 3) упрочить навыки правописания н и нн в суффиксах.

I. Дифференцированный опрос.

Один ученик пишет на доске составленную дома орфографическую диктовку с изучаемой орфограммой и устно рассказывает о написании н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Взаимопроверка учащимися упр. 25.

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Синтаксическая пятиминутка.

— Перестройте предложение так, чтобы каждое простое предложение было усложнено причастным оборотом.

Пришла поздняя осень, и упали с деревьев последние листья.

III. Закрепление и обобщение изученного материала.

1. Выполняется упр. 22 на с. 18—19, где нужно обозначить условия выбора орфограмм на месте скобок, объяснить, почему слова с орфограммами размещены по разным группам.

2. Учащиеся должны записать группы слов и проанализировать их правописание, ответив на вопрос, какой признак положен в основу образования этих слов. (Морфологический.)

1) Слова 1-й группы:

санный ← сани;

холстинный ← холстина ← холст;

глиняный ← глина;

кожаный ← кожа;

соколиный ← сокол;

болезненный ← болезнь;

операционный ← операция.

2) Слова 2-й группы:

крашеный ← красить (глагол несовершенного вида);

выкрашенный ← выкрасить (глагол совершенного вида);

купленный ← купить (глагол совершенного вида);

крашенный охрой ← зависимое слово охрой;

балованный, оперированный ← суффикс -ованн-

3) Слова 3-й группы:

юный ← от исторической формы юн (слово с непроизводной основой);

пламенный ← пламень + -н-;

бараний [ ];

оловянный (стеклянный, деревянный);

ветреный ← ветрити (отглагольное образование);

названый брат;

посажёный отец;

раненый ← ранить.

3. Составить предложения, используя краткие формы прилагательных и причастий: взволнованны — взволнованы; возвышенны — возвышены; образованны — образованы.

Вывод: в краткой форме прилагательного пишется нн; в краткой форме причастия пишется н.

Тестовое задание

Вставьте, где нужно, букву н.

стена сложен..а

полирован..ая мебель

златокован..ый ларец

старин..ый сувенир

ветрен..ый день

глажен..ое бельё

солён..ые бабушкой грибы

краден..ые вещи

блюда изыскан..ы

брошен..ое в землю зерно

непуган..ый зверь

кован..ый сундук

свежеиспечён..ый хлеб

искусствен..ый камень

улица пустын..а

средства изыскан..ы

пламен..ая речь

прян..ый запах

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание дифференцированного характера: а) выписать 10 предложений с наречиями, прилагательными, причастиями с н и нн из произведений А. С. Пушкина; б) составить текст, включив прилагательные, причастия, наречия с н и нн, на тему (по выбору): “Моя первая победа”, “Памятный день в моей жизни”, “Будущее начинается сегодня”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]