Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них - Обособленные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них - Обособленные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Простое осложнённое предложение

Обособленные члены предложения

Уроки 67, 68. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (§ 51)

Урок 67. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (§ 51)

Цели урока: 1) познакомить учащихся со способами выражения обособленных обстоятельств (одиночное деепричастие, деепричастный оборот), правилами обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда); 2) научить восьмиклассников распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления, практически обнаруживать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически; 3) развить умение обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла, согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочёты в построении предложений с обособленными обстоятельствами.

I. Проверка домашнего задания.

Ученики читают характеристики действующих лиц комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, указывают обособленные приложения.

II. Синтаксический разбор предложения.

Выходец из казачьей семьи, Суриков с детства интересовался историей своего народа.

III. Объяснение нового материала.

Восьмиклассники рассматривают схему на с. 176, записывают примеры на каждый случай, читают правила.

Учитель знакомит учащихся с таблицей “Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами”.

Обособляются

Не обособляются

1. Однородные деепричастные обороты, соединённые союзом и.

2. Деепричастные обороты, относящиеся в предложении к разным сказуемым.

1. Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия.

Он трудился не покладая рук.

2. Наречия стоя, сидя, лёжа, молча, нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и др.

Он выполнял работу нехотя.

IV. Закрепление материала.

1. Упр. 314 учащиеся записывают, обозначают графически обособленные обстоятельства, объясняют пунктуацию при них.

2. В упр. 315 учащиеся читают стихотворение С. Я. Маршака “Март” громко, бодро, весело; записывают поэтический текст, отмечая графически обособленные члены предложения.

3. Диктант “Проверь себя”.

ОРЛЫ

Утром в степи появились орлы. Немного отдохнув, они вновь поднялись с земли и, быстро набрав высоту, достойную их могучего, вольнолюбивого племени, тут же ворвались в незримо кочующие над степью воздушные потоки. Расправив бурые ловкие и чуткие крылья, лишь изредка трогая ими воздух, орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги. Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю, чтобы выбрать места для ночёвки.

(М. Бубеннов)

Тестовые задания

1. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться (знаки препинания не расставлены)?

а) смотрел не сводя глаз

б) слезает рукой опершись на седло

в) взвилась рассекая потёмки

г) мчится погоняя свои салазки

Ответ: а.

2. Найдите предложение с обстоятельством, не требующим обособления (знаки препинания не расставлены).

а) Осторожно не нарушая всеобщего покоя ночи пробираюсь к себе в палатку.

б) Его лошадка снег почуя плетётся рысью как-нибудь.

в) Вот к пальмам подходит шумя караван.

г) Старик что-то сказал улыбнувшись.

Ответ: в.

3. Завершите предложение.

Глядя на эту картину...

а) ...у нас невольно сжимается сердце.

б) ...мы невольно чувствуем грусть.

в) ...возникает ощущение тревоги.

г) ...художнику отдали предпочтение многие.

Ответ: б.

V. Домашнее задание: учить правила на с. 176 (§ 51); упр. 316.

Урок 68. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы)

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает правила обособления обстоятельств, второй из упр. 316 читает предложения с обособленными обстоятельствами. Класс рецензирует ответы учащихся.

II. Орфографическая работа.

Не стихая ни на минуту, не развеяв сомнений, не отыскав в книге, не рассчитывая на успех, не жалея о потраченном времени, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхание.

• Подчеркните фразеологические обороты.

III. Учитель обращает внимание учащихся на то, что деепричастный оборот — сжатая, лаконичная и очень выразительная форма, часто употребляемая в речи. Пользуясь им, следует помнить правило о едином действующем лице (или предмете) при основном (выраженном глаголом) и добавочном (выраженном деепричастием) действиях. Нарушение этого правила может привести к ошибкам.

Ученики читают теоретические сведения на с. 180.

IV. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 322 учащиеся записывают предложения в исправленном виде.

2. На доске записываются предложения.

I вариант

Введите деепричастный оборот в середину предложения.

а) Мы отдыхали у моря.

б) Нос катера уткнулся в песок.

в) Чайки кружили около корабля.

II вариант

Закончите предложения.

а) Побродив по берегу...

б) Вернувшись домой...

в) Проплывая знакомые места...

Самостоятельная работа по упр. 317. Учащиеся записывают предложения, отмечают графически границы деепричастных оборотов.

Тестовые задания

1. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

а) Прощаясь молодые люди раскланивались.

б) Сосед не оборачиваясь кивнул головой.

в) Мальчик смотрел на бабушку прищурясь.

г) Ольга Ивановна вздрогнув уронила ложку.

Ответ: в.

2. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки при обособлении обстоятельств.

а) Каштанка, вскочив, присела и, протягивая к коту морду, залилась лаем.

б) Сергей вошёл, потирая руки и кивнув мне, уселся рядом.

в) Она, опустив голову, и, закрыв лицо руками, вышла на крыльцо.

г) Спотыкаясь и падая, люди бежали вперёд.

Ответ: б, в.

3. Как правильно начать предложение?

...живя в монастыре.

а) Какие мечты преследовали Мцыри...

б) Чувствуется сила Мцыри...

в) О чём мечтал Мцыри...

г) Нас поражает характер Мцыри...

Ответ: в.

V. Домашнее задание: упр. 318; повторить правила на с. 176, 180 (§ 51).






Для любых предложений по сайту: [email protected]