Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них - Обособленные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них - Обособленные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Простое осложнённое предложение

Обособленные члены предложения

Уроки 70, 71. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них (§ 52)

Урок 70. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них (§ 52)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с видами уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение), правилами выделения уточняющих членов предложения, 2) научить находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления, 3) научить находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль, распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми, 4) научить распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте, 5) объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых; определять их роль в раскрытии авторского замысла, 6) использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации.

I. Проверка домашнего задания (упр. 319).

Анализ ошибок в зачётной работе.

II. Орфографическая работа.

Ввиду приближения шторма; ненастье в продолжение месяца; иметь в виду; пойти в лес, несмотря на дождь; вышла из берегов вследствие дождей; шли, не смотря по сторонам; в следствии по уголовному делу; пребывать в походе в течение десяти дней.

III. Знакомство с новым материалом.

Учащиеся наблюдают материал на с. 181 (§ 52). Учитель знакомит восьмиклассников с таблицей “Знаки препинания при уточняющих членах предложения”.

Обособляются

Примеры

1. Уточняющие обстоятельства места и времени

С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов.

2. Уточняющие члены предложения, присоединяемые при помощи союзов то есть, или (= то есть)

Над водой летали и кричали альбатросы, то есть морские чайки.

3. Уточняющие члены со словами особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например и др.

Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику.

(А. С. Пушкин)

4. Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, несмотря на и др.

Наряду с изучением английского языка, он занимался ещё и французским.

Учащиеся читают правила на с. 183. Учитель задаёт вопросы:

— Чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных? (Уточняющими могут быть любые члены предложения, даже главные.)

— Почему эти члены предложения называются уточняющими? (Они добавляют уточняющему слову какой-нибудь оттенок усиления, ограничения и т. д.)

IV. Закрепление материала.

1. Учащиеся выполняют упр. 323 письменно, записывают под диктовку, обозначают графически обособленные члены предложения.

2. Упр. 324 восьмиклассники выполняют устно, читают выразительно стихотворение И. А. Бунина “Летняя ночь”, объясняют условия выделения запятыми обособленных членов предложения.

3. Самостоятельная работа по упр. 326. Учащиеся расставляют запятые, указывают уточняющие обстоятельства.

4. Предупредительный диктант.

Солнце уже двинулось вниз, когда, преодолев несчастные зыби в живописном лесу, мы выехали на высокий, крутой берег реки. Речка была пустяковая. Внизу, под обрывом, через неё был перекинут дощатый мостишко. За рекой, за мостом, к которому, сползая с обрыва зигзагами, вела просёлочная дорога, лежало большое селение. За ним, далеко по равнине, тянулись поля. А на обрыве, над рекой, стояло другое большое селение. Заречное село так и называлось — Заречье. Село над обрывом называлось Заборовьем потому, что ехать к нему надо через вековой сосновый лес, через бор.

(В. Кочетов)

Задание: укажите уточняющие обстоятельства.

Тестовые задания

1. Укажите, с помощью какого союза могут присоединяться уточняющие члены предложения:

а) когда

б) если

в) то есть

г) что

Ответ: в.

2. Укажите предложение с уточняющими членами (знаки препинания не расставлены).

а) Я проснулся рано часу в пятом пополудни.

б) Молодой казак стройный и красивый налил мне стакан простого вина.

в) Взмахивая на солнце серебряным топором он ловко затёсывал кол и тихонько напевал.

г) Марья Васильевна вместе с сыном встретила Хаджи-Мурата в гостиной.

Ответ: а.

3. В каких предложениях имеются пунктуационные ошибки при обособлении уточняющих членов предложения?

а) Внизу, в закурившемся тумане шумел лес.

б) Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля.

в) У забора, на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.

г) Лёнькина бабушка, Александра Фёдоровна, работала в школе.

Ответ: а, в.

V. Домашнее задание: учить правила на с. 181 —183 § 52; выполнить упр. 325.

Урок 71. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы)

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает правила обособления уточняющих членов предложения. Второй читает предложения с обособленными уточняющими членами предложения в упр. 325, объясняет знаки препинания.

II. Закрепление материала.

1. Запишите по одному предложению со следующими уточняющими обособленными членами:

1) с обстоятельствами места;

2) с обстоятельствами времени;

3) с обстоятельствами образа действия;

4) с обстоятельством, которое присоединяется к уточняющему слову союзом то есть;

5) с дополнением с предлогом кроме, помимо, за исключением.

2. В упр. 327 ученики записывают предложения, подчёркивая обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на и выделяя их запятыми.

3. Запись предложений, где разные по виду обстоятельства, стоящие рядом, не являются уточняющими (распространённая ошибка, которую допускают восьмиклассники).

1) Около полудня на правом берегу озера мы заметили сторожку и решили устроить здесь привал. 2) Вчера на шоссе произошло нечто странное. 3) Вдруг за поворотом появился автомобиль.

4. Диктант “Проверь себя”.

Суходольный овражек этот начинается в лесу, за деревней. Он гремит и бушует только в пору весенних паводков, а теперь, в середине июня, на дне овражка белели лишь плиты известняка, обмытые дождями и вешними водами. Как только Тутаев перешёл овраг, на него дохнуло сыростью и лесной прохладой. На взгорке просторно, не мешая друг другу, росли дубы. Многовековые! Стволы в два охвата, курчавые ветви вскинуты высоко, горделиво, и там, в вышине, кроны смыкаются в единый зелёный шатёр.

(С. Крутилин)

Задание: укажите уточняющие обстоятельства.

Тестовые задания

1. Укажите, какую функцию выполняют уточняющие члены предложения:

а) выражают различную степень уверенности;

б) поясняют значение какого-либо члена предложения;

в) выражают замечания о способах оформления мыслей;

г) обозначают добавочное действие.

Ответ: б.

2. В каком предложении на месте (/) нужна запятая?

а) Зимой эти птицы находят тёплые зимовки / или улетают на юг.

б) Появились касатки / или морские свинки.

в) У шампиньона нижняя часть шляпки / или ножки непременно розовые.

г) Мы ходили на реку, где я слушал журчание воды / или пение птиц.

Ответ: б.

3. Укажите предложение с уточняющими членами (знаки препинания не расставлены).

а) Он ушёл неохотно тяжело шаркая ногами.

б) Гроза началась вечером часу в десятом.

в) Большие деревья лишённые снизу ветвей поднимались из воды.

г) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.

Ответ: б.

III. Домашнее задание: упр. 329.






Для любых предложений по сайту: [email protected]