Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой
Вставные слова, словосочетания и предложения - Обращение - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение
Урок 83. Вставные слова, словосочетания и предложения (§ 62)
Цели урока: 1) познакомить учащихся с назначениями вставных конструкций, правилами выделения вставных конструкций в устной речи и на письме, 2) научить обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение, выделять на письме знаками препинания, 3) сформировать умение употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте.
I. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
— Какие слова в предложении называются вводными?
— Какова роль вводных слов в предложении?
— Как выделяются вводные слова и предложения в речи и на письме?
— Назовите опознавательные признаки вводных предложений. Перечислите виды вводных предложений.
• Проверка упр. 378, 383.
II. Орфографическая работа.
Сделать по-моему, по моему предложению, выполнить точь-в-точь, всё-таки встретиться, греет не по-весеннему, явиться нежданно-негаданно, двигаться еле-еле, говорить по-французски, северо-западный ветер, белокаменный дом, свежезамороженные фрукты.
III. Знакомство с новым материалом.
Рекомендации учителю: сообщите учащимся, что в предложениях содержится информация, добавляющая что-либо к основному содержанию. Это вставные конструкции. В отличие от вводных слов и предложений, вставные конструкции выражают дополнительные замечания, пояснения, уточнения, поправки. Они увеличивают объём информации, которая содержится в предложении. Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные. При этом вводные конструкции не делают предложение сложным: если оно было простым, то таким и остаётся. На письме вставные конструкции чаще всего выделяются парным знаком — скобками, иногда — тире. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, обозначают большую паузу в речи. Вставные конструкции в устной речи произносятся с убыстрением и тоном ниже, чем предложение, в которое они вставлены.
На доске записывается предложение.
В самом центре Азии, за лесами, за снежными перевалами лежит почти неизведанная страна Тофалария (тофы — самая малочисленная народность нашей страны), страна оленеводов и охотников.
Задания для учащихся:
1. Найдите в предложении вставную конструкцию, определите её назначение (она увеличивает информацию, которая содержится в предложении).
2. Обратите внимание, как на письме выделяется вставная конструкция.
3. Чтение теоретического материала на с. 213 (§ 62).
IV. Закрепление материала.
1. В упр. 385 учащиеся анализируют употребление вставных конструкций в тексте, определяют назначение вставных конструкций:
а) обогащение содержания предложения;
б) пояснение мысли;
в) уточнение мысли.
Ученики обращают внимание на знаки препинания (скобки, тире).
2. Из упр. 387 выписывают предложения со вставными конструкциями, конструкции заключают в скобки.
3. Творческая работа по упр. 389.
4. Диктант “Проверь себя”.
К концу охоты, словно на прощание, утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. Как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налёг на край) наше ветхое судно зачерпнулось и пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.
Через мгновение мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей (вероятно, и моё лицо не отличалось тогда румянцем), но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.
(И. Тургенев)
Задания к тексту:
1. Определите назначение вставных конструкций.
2. Определите значение вводных слов.
V. Домашнее задание: учить правила на с. 213 (§ 62); сделать упр. 390.