Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Подлежащее - ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: обобщить знания о подлежащем; расширить представления о подлежащем, его признаках, способах выражения; отрабатывать навыки выделения главных членов предложения; исправлять и предупреждать речевые ошибки.
Планируемые результаты: знание способов выражения подлежащего; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять подлежащее в предложении по грамматическим признакам, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Поверка домашнего задания
(Чтение и обсуждение сочинений.)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте предложение (записано на доске) несколько раз так, чтобы логическое ударение падало на разные слова. Поставьте вопросы к каждому варианту.
Бобры строят хатки.
Комментарии
Если логическое ударение на первом слове, вопрос: Кто строит хатки? Если на втором слове — Что делают бобры? Откуда у бобров жильё? Если на третьем — Что строят бобры?
— Найдите двусоставное предложение.
1) Вновь восток зарёю озарило.
2) Легки облака на рассвете.
3) С крыши сбросили снег.
4) Золотым лучом деревню облило.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 55).)
2. Эвристическая беседа
— Всегда ли субъектом действия, действующим лицом в предложении выступает подлежащее? (Ответы детей.)
— А кто действует в следующих предложениях?
Загородный лес пересечён множеством тропинок.
Задача решена программистом с помощью компьютера.
Комментарии
В этих предложениях субъекты действия не являются подлежащими. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что? и не должно зависеть от других членов предложения.
— Чем может быть выражено подлежащее? (Ответы детей.)
На самом деле в роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие самостоятельные части речи и даже междометие. Убедимся в этом, прочитав материал учебника, а затем составив обобщающую таблицу.
3. Работа по учебнику
(Чтение определения, теоретических сведений (с. 55, 56).)
4. Составление обобщающей таблицы
Способы выражения подлежащего
Способ выражения подлежащего |
Пример |
Существительное в именительном падеже |
Солнце светит всем |
Местоимение в именительном падеже |
Мы никогда не ссоримся |
Числительное в именительном падеже |
Двенадцать делится на шесть |
Прилагательное или причастие в значении существительного |
Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлёк всеобщее внимание |
Неопределённая форма глагола |
Курить — здоровью вредить |
Наречие |
Очевидно не значит верно |
Междометие |
Вдали послышалось ку-ку |
Неделимое словосочетание |
Прошло несколько дней |
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 90 — комментированное письмо.
2. Упр. 92 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
Комментарии
Обратим внимание на последний пример: кормить завтраками — фразеологизм, который не сразу узнаваем. Его значение: постоянно обещать сделать что-либо и не выполнять обещанного. При мер предложения, где этот фразеологизм выступает в роли подлежащего: Кормить завтраками не пристало порядочному человеку.
3. Упр. 94 — устное выполнение.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамок (с. 56).
— Составьте с этими словами предложения, употребив их в роли подлежащего.
VI. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о подлежащем?
Домашнее задание
1. § 17.
2. Упр. 91 (см. цветную вклейку учебника), 93.