Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Контрольный диктант по теме Однородные члены предложения - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: проверить знания, умения, навыки по теме “Однородные члены предложения”; закреплять навыки лингвистического разбора; учить применять теоретический материал на практике.
Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
(Учитель выбирает один из вариантов диктанта. В случае выбора первого варианта необходимо заранее предупредить учеников о необходимости нумеровать предложения и оставлять после каждого предложения пустую строку для выполнения грамматического задания.)
1) Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам. (Я. Крылов)
2) То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет. (Я. Крылов)
3) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (Я. Крылов)
4) Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок Подлипки. (И. Крылов)
5) Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (А. Пушкин)
6) Сквозь шум волн на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. (М. Горький)
7) Около родника зеленеет короткая бархатная травка.
8) Ничто не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.
9) В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто.
10) Всё кругом: зелёная трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой — выглядело несказанно радостным и привлекательным.
11) Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось.
12) Нулевым результатом матча остались недовольны как игроки, так и болельщики.
Грамматическое задание
1. Подчеркнуть однородные члены предложения, составить схемы, указать значения сочинительных союзов: вариант 1 — нечётные предложения, вариант 1 — чётные.
2. Выполнить синтаксический разбор предложения: вариант 1 — предложение 3, вариант 2 — предложение 9.
Грибная пора
В середине осени, в середине сентября, устанавливается иногда удивительная погода. Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса или даже белый хрустящий утренник. Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая соломинка, каждая паутинка, протянутая там и сям, — всё обсыпано сахарной пудрой. Но небо чисто. Оно такого глубокого синего цвета, какого не увидишь в летнюю жаркую пору.
Солнце начинает пригревать в синем безветрии, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Всё в это время в природе дышит свежестью, здоровьем и чистотой.
В эту осеннюю пору появляются самые лучшие, самые крепкие, самые вкусные грибы. Они тоже обрызганы росой, и даже в некоторых из них в середине, в ямочке, собирается немного хрустальной влаги. (129 слов)
(В. Солоухин)
Грамматическое задание
1. Выполнить синтаксический разбор предложения: вариант 1 — второе предложение, вариант 2 — первое предложение последнего абзаца.
2. Выполнить разбор слова по составу: вариант 1 — собирается, вариант 2 — появляются.
III. Подведение итогов урока
— Какие трудности вы испытали при написании диктанта и выполнении грамматического задания?
Домашнее задание
Упр. 265.