СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: формирование умений: 1) находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении; производить (где это возможно и необходимо) их синонимическую замену; правильно употреблять в речи; 2) расставлять знаки препинания; 3) составлять схемы предложений с придаточными определительными.


I. Проверка домашнего задания.


II. Индивидуальная работа по карточкам.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений. В сложноподчиненных предложениях определите средства связи придаточных с главным.

Карточка 1

1. Интерес к истории у Карамзина особенно проявился в 1790 году когда он находился в Париже.

2. Карамзин остро ощутил общественную потребность исторического осмысления самих себя места в родной и мировой истории потребность которая росла вместе с приближением к русским границам наполеоновских войск.

Карточка 2

1. ...Но поступают люди почти всегда вопреки тому чему их учит опыт. (А. Апухтин.)

2. И так неистощима была его [Чехова] душевная щедрость что многих людей он готов был наделять богатствами своей собственной личности. (К. Чуковский.)

3. Знания однако я получил основательные и это помогло мне успешнее других сдать экзамен в институт.

Данные карточки могут быть использованы для индивидуальной работы и на последующих уроках.


III. Лексико-орфографическая работа.

Декабрьский мороз, декабристское движение; искусный, искусство; крепостник, крепостничество.


IV. Объяснение нового материала.

1. Синтаксический разбор предложения В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывущий с далеких полей.

— Замените обособленное определение придаточным предложением; запишите полученное предложение, определите способ связи придаточного с главным; составьте его схему.

Делается вывод: для выражения признаков предметов могут быть использованы различные средства языка — прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные.

Одна и та же мысль может быть выражена различными синонимическими конструкциями, но они различаются или оттенками значения, или сферой употребления. Так, сложноподчиненное предложение с придаточным определительным употребляется как в разговорной, так и в книжной речи, причастный оборот — преимущественно в книжной.

Уместно вспомнить, как говорил об этом А. С. Пушкин: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр.,— заменяя краткость причастия вялым оборотом».

Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.

2. Упр. 89, 90 (устно).

3. Знакомство с теоретическими сведениями учебника (с. 44, ч. 1).


V. Закрепление материала.

Запись предложений (по выбору учителя).

При анализе предложений внимание учащихся обращается на смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное предложение, на невозможность изменения места придаточного в сложноподчиненном предложении; указывается, какими членами предложения являются слова где, куда и т. д., и возможность их замены союзным словом который.

1. 1) И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну. (Я. Полонский.) 2) Я вернулся в комнату, где перед лампой уже лежали две книжки. 3) Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик. 4) Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.

Внимание учащихся обращается на то, что союзные слова где, куда, откуда обычно поясняют существительные с пространственным значением и вносят в придаточное определительное оттенок обстоятельства места. Это существительное в главном предложении обычно называет то пространство, где происходит действие. Поменять местами придаточное и главное нельзя. Ср.: Где нас нет, там и хорошо.— Там хорошо (где?), где нас нет. (Пословица.)

2. 1) В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна. (Я. Полонский.) 2) Наступила минута, когда я почувствовал страшную усталость.

Чаще всего союзное слово когда присоединяет придаточное определительное к существительному, обозначающему временное понятие: миг, минута, день, год и пр. Такое придаточное определительное имеет оттенок значения времени. Ср.: Когда он говорил о них, он весь дрожал, на глазах его блестели слезы. (И. Панаев) — возможна перестановка придаточного с главным.

3. 1) Мной вдруг овладела такая робость, что я, войдя в комнату, сразу же вышел в сад. 2) Окна выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду. 3) По крупицам ученый-этнограф (Арсеньев) собирал сведения о народе удэге, изучение истории которого с течением времени он стал считать главным делом своей жизни.

Внимание учащихся акцентируется на том, что при употреблении придаточных определительных часто допускаются ошибки. Одна из них — придаточное ставится перед главным. Например: «Которые пойдут на экскурсию, должны сдать деньги».


VI. Диктант «Проверь себя».

1) Трудная дорога по рекам против течения, многочисленные пороги, которые приходилось преодолевать волоком по берегу, измучили отряд Хабарова. 2) По пути казаки встретились с такими большими снегами, что дорогу в них пришлось прорубать топорами. 3) Взвалив на себя тяжелую поклажу, они перевалили через хребет и вышли к реке, вниз по которой плыли уже на лодке.

(По Г. Леонтьевой.)


Домашнее задание: § 10 (ч. 1); упр. 91, 93; записывать в словарь слова из рамочек (с. 36—47).






Для любых предложений по сайту: [email protected]