ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО - СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Орфографическая работа.

Подлинное искусство, обнажает истинное положение, мировоззрение писателя, изображено в произведении, просвещенный народ, ровесник века, бессловесное существо, обличение пороков, косные взгляды, общественно-политический.


II. Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия:

1) из словосочетания приземлиться на опушке выделите главное слово и возьмите от него приставку;

2) из именного словосочетания предложения Ближайшая деревня находилась в часе езды от нас возьмите корень зависимого слова;

3) добавьте глагольный суффикс глагола читать;

4) добавьте суффикс действительного причастия настоящего времени тающие (снега);

5) добавьте окончание определения могучий Олег головою поник;

6) добавьте суффикс возвратности;

7) с полученным словом (приближающийся) составьте словосочетание так, чтобы данное слово было главным;

8) составьте предложение с причастным оборотом, а затем замените его придаточным; полученное предложение запишите, составьте его схему.

(Например: Катер, который приближался к берегу, был замечен пограничниками.)


III. Запись предложений (по выбору учителя), составление схем, определение типа придаточного в сложноподчиненном предложении.

1. А. Фет утверждал, что поэт «в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит».

— Может ли служить доказательством правомерности слов А. Фета данное четверостишие? Запишите его и ответьте на вопросы.

Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь.

(О. Мандельштам.)

— Какие средства выразительности языка использует поэт, чтобы передать предмет как живой?

Внимание школьников обращается на то, что олицетворение охватывает не один, а два предмета и они сочетаются с эпитетами. Это весьма характерно для лирического произведения.

— Укажите прилагательные определительные и прилагательные-эпитеты.

— Составьте схему предложения, дайте его характеристику.

2. 1) Чайковский отмечал: «Вдохновение — такая гостья, которая не любит посещать ленивых». 2) Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать. (И. Гончаров.) 3) Я никак не мог определить, откуда раздавался шорох. 4) Мы с нетерпением ожидали, когда наступит рассвет.

3. Меня до сих пор волнует, как собирает рассвет еще темные росы и, сладко вздыхая, бредет среди туманов. Люблю найти лесной родничок и глядеть, как вода колесом выкручивается из глубины. Люблю, когда грибы, обнявшись как братья, собирают на свои шапки росу.

(По М. Стельмаху.)


IV. Схематический диктант.

Не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

1) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

2) Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.

3) На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.

4) Мы спросили, когда нам прийти снова.

5) Известно, что слоны в диковинку у нас. (И. Крылов.)

6) Солнце еще не успело подняться, и в саду было холодно.

7) В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.

8) В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.

9) Мы расположились на отдых у того дерева, что растет у самой воды.

10) Какой измерить мерой тот путь, что ты прошла? (М. Исаковский.)


V. Составление предложений по схемам (упр. 116 учебника).


Домашнее задание: упр. 120, 123.






Для любых предложений по сайту: [email protected]