Уроки Русского языка в 9 классе
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ - СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Цель урока: формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.
I. Орфографическая работа.
1. Кое-кто все-таки рассчитывал на встречу; услышишь какой-то шорох; по-прежнему надеялся на чью-нибудь помощь; покрытые инеем темно-зеленые ветки ели; крашенные грязно-розовой краской стены; мало-помалу приближаешься к песчаной отмели; по-прежнему заранее строишь планы на будущее лето; узнать-то не от кого.
2. Дополните по 3—4 слова, которые пишутся:
1) через дефис:
имя прилагательное (юго-западный, ...);
наречие (во-первых, ...);
2) слитно:
имя прилагательное (древнерусский, ...);
наречие (побольше, ...).
II. Объяснение нового материала.
1. Анализ предложений упр. 244.
2. Чтение теоретического материала на с. 109.
Учитель сообщает девятиклассникам, что подобные синтаксические конструкции выражают сложные мысли. Такие конструкции часто употребляются в научной речи; их использование в художественной литературе зависит от индивидуальности стиля писателя.
III. Закрепление материала.
1. Предупредительный диктант (по усмотрению учителя проводятся разные виды разборов).
1. Народный календарь — уникальное явление русской культуры: в нем нашли свое отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдения за всем, что было вокруг: за землей, водой, небесными светилами и различными стихиями.
Из примет и предсказаний, например, явствует, что хорошо, когда на первый день нового года погода сухая, а небо звездное и когда январь холоден и сух: будет хороший урожай; теплая погода в феврале и преждевременное снеготаяние нежелательны, потому что февраль своими снегами должен подготовить обильный запас влаги для почвы.
(По Г. Рыженкову.)
2. 1) Когда миновали обгоревшую сосну и прошел в пути какой-нибудь час, все ночное происшествие стало казаться простым сновидением, и даже разговаривать о нем не хотелось. (А. Виноградов.)
2) Уже несколько часов бродил я с ружьем по полям, и, вероятно, прежде вечера не вернулся бы на постоялый двор, где меня ожидала моя тройка, если бы чрезвычайно мелкий и холодный дождь, который с самого утра неугомонно и безжалостно приставал ко мне, не заставил меня наконец искать поблизости временного убежища. (И. Тургенев.)
2. Упр. 246.
Домашнее задание: § 18 (с. 109); упр. 247, 248 (1—3-е предложения). Индивидуальное задание: выписать из любого учебника три сложных предложения с различными видами связи.