ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

Уроки Русского языка в 9 классе

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

Данные уроки учитель планирует, исходя из особенностей своего класса с учетом того, насколько успешно в течение учебного года были усвоены те или иные темы, с учетом пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся этого класса.

Для работы могут быть использованы материалы «Повторения» учебника, а также материалы, предлагаемые нами.


I. Запишите текст; составьте схемы сложных предложений; определите вид придаточных.

Русский язык хорошо справляется с обязанностью быть средством общения, потому что он неисчерпаемо богат. Задумывались ли вы, в чем проявляется это богатство?

Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы. Однако не забудем и о звуковой стороне речи.

Красота и благозвучие русской речи связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть еще и мягкие, которые для слуха очень приятны. Очень активны и гласные. Хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская большого стечения.

(По И. Постниковой, И. Подгаецкой.)

— Определите тему высказывания, стиль и тип речи. Какой тезис выдвигают авторы? Какие доказательства они приводят? Какие доказательства привели бы вы? Допишите свою концовку-вывод.

— Докажите правомерность утверждения авторов о том, что:

1) русский язык богат синонимическими конструкциями, заменив (устно) в первом предложении текста придаточное причины придаточным следствия; 2) у русского языка богатая лексика, для чего: а) подберите антонимы к словам активный, богатство, приятный; б) синонимы к словам ответить, благозвучие, сопутствует, укажите при этом лексическое значение последнего слова, используя известные вам способы лексического толкования слов; в) докажите многозначность слова язык; вспомните и запишите 4—5 фразеологизмов с данным словом.

— Найдите в тексте слова (по 2—3), в которых:

происходит озвончение — оглушение согласных;

звуков меньше, чем букв;

звуков больше, чем букв.

Сделайте фонетический разбор слов язык, еще, проявляется. Разберите последнее слово по составу. С каким фонетическим явлением вы встретились (чередование вл //л)? Найдите в первом абзаце слово с таким же чередованием.

— Найдите в тексте по два слова с орфограммой — гласной, проверяемой ударением; непроверяемой. Какие еще виды орфограмм-гласных в корне вы знаете? Назовите корни, в которых происходит чередование е//и; а//о. Приведите примеры.


II. Тест.

I вариант

I. Найдите слова, в которых допущены ошибки.

1. разыграть

2. пречудливый

3. съузить

4. прибыть (вовремя)

5. рассохнуться

6. иззябнуть

7. выженный

8. искуство

II. Найдите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.

1. обг..реть

2. выр..сли

3. зат..реть

4. пол..гаться

5. расст..лать

6. т..желый

7. к..саться

8. приг..рюниться

III. Укажите слова, в которых на месте пропуска не пишется ь.

1. спичеч..ный

2. воз..мешь

3. рыбач..его

4. пригож..

5. провер..те

6. напроч..

IV. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется е.

1. о референдум..

2. на птичь..м

3. у си дч.. вый

4. кле..т

5. в течени.. минуты

6. рассе..в

V. Найдите слова, строение которых соответствует схеме: image21

1. показались

2. задумана

3. справедливо

4. расстилающегося

5. перенесший

6. записан

VI. Укажите, на месте каких цифр пишется не.

Сколько н..1 старались путники, они н..2 смогли подстрелить н..3 птицы, н..4 зверя. Измученные, н..5 имевшие н..6 сил, н..7 желания двигаться дальше, они остановились на берегу.


II вариант

I. Найдите слова, в которых допущены ошибки.

1. предыдущий

2. учавствовать

3. приостановить

4. разцеловать

5. превратить

6. предъугадать

7. бесмысленно

8. рассветать

II. Найдите слова, в которых написание в корне проверяется ударением.

1. м..риться

2. г..родить

3. выг..реть

4. сд..рать

5. р..сти

6. пор..зить

7. ст..рать

8. возл..жить

III. Укажите слова, в которых на месте пропуска не пишется ь.

1. пас..ти

2. июн..ский

3. трескуч..

4. собач..его

5. жилищ..

6. сбереч..

7. точ..-в-точ..

8. спряч..ся

IV. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется е.

1. шел к площад..

2. осенн..м небом

3. приветл..вый

4. управляя..т

5. вследстви.. дождей

6. раста..в

7. расчищ..нная

V. Найдите слова, строение которых соответствует схеме: image22

1. понемножечку

2. принакрылась

3. преподаватель

4. располагала

5. возрастание

VI. Укажите, на месте каких цифр пишется ни.

H..1 одна книга н..2 несет в себе столько сведений, как словарь. Словари н..3 могут н..4 оказать влияния на расширение вашего кругозора. Кто н..5 разу н..6 открыл словарь — слепой человек.


III вариант

I. Найдите слова, в которых допущены ошибки.

1. предыюльский

2. развалиться

3. серъезный

4. прирвать

5. безцеремонный

6. прелюдия

7. расцветать

8. шевствие

II. Найдите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.

1. ср..жение

2. прил..жила

3. отп..рать

4. зам..рать

5. бл..стательный

6. водор..сли

7. ск..сила

8. расст..лить

III. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется ь.

1. мед..ведь

2. сжеч..

3. рыцар..ский

4. лис..им

5. зловещ..

6. чудовищ..

7. уж..

8. брос..ся

IV. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется е.

1. на террас..

2. дремуч..м лесом

3. талантл..вый

4. бушу..т

5. узнал впоследстви..

6. посе..в

7. скош..нный

V. Укажите, на месте каких цифр пишется не.

Какую бы профессию вы н..1 избрали, словари во что бы то н..2 стало станут вашими помощниками. Как н..3 старались ребята, но к сроку они н..4 успели. Что бы вы н..5 делали, делайте хорошо.


IV вариант

I. Найдите слова, в которых допущены ошибки.

1. безыскусственный

2. припятствие

3. съэкономить

4. вкусный

5. бесценный

6. преходящие (идеи)

7. расследовать

8. беспорно

II. Найдите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.

1. отр..жать

2. пор..ели

3. бл..жайший

4. з..ря

5. ст..рать

6. обог..щать

7. вым..рали

8. предл..гать

III. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется ь.

1. нач..ни

2. июл..ский

3. волч..ий

4. возле дач..

5. сплош..

6. линюч..

7. приготов..тесь

IV. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется е.

1. вошел в здани..

2. перед дальн..м путешествием

3. ла..т

4. настойч..вый

5. передумал впоследстви..

6. зала..в

V. Найдите слова, строение которых соответствует схеме: image23

1. положить

2. осторожно

3. перебросить

4. раскачиваю

5. продолжая

VI. Укажите, на месте каких цифр пишется ни.

Утка, н..1 обращая внимания н..2 на автобус, н..3 на суматоху, собрала своих малышей и как н..4 в чем н..5 бывало повела свое семейство через дорогу. Люди, наблюдавшие за этой сценой, н..6 могли н..7 удивляться.


III. При повторении темы «Морфология. Части речи» перед учащимися ставится вопрос, который поможет им увидеть взаимосвязь разделов школьного курса и убедит в справедливости требования учителя четко различать части речи, знать их морфологические признаки.

— Докажите, что знание частей речи может помочь выбрать верное написание орфограммы в слове.

Учащиеся говорят, что умение правильно определить часть речи очень часто подсказывает написание той или иной орфограммы в слове. Например (все названные примеры записываются на доске и в тетрадях): если определили, что часть речи — глагол или деепричастие, пиши не раздельно (кроме слов, которые не употребляются без не): не чувствовал, не шефствовал, не наслаждался, неистовствовал, негодуя, не пренебрегая и пр. На конце глаголов после шипящих всегда пиши мягкий знак: беречь (неопред. форма), стеречь, жечь; видишь, строишь, борешься, стелешь (2-е лицо настоящего времени единственного числа), стерпишь (2-е лицо будущего времени единственного числа); режь, мажь, спрячьте, ешьте, спрячь (повелительное наклонение).

Кроме того, глагол никогда не употребляется с предлогами: спрыгнуть с берега, помчаться по дороге, проплыть под мостом и т. д.

— Знание того, какая перед нами часть речи, диктует раздельное написание или написание через дефис по: по новому (прилаг.) пути, жить по-новому (нареч.), идти по зимнему лесу, одеться по-зимнему; по прежнему пути, по-прежнему не отвечал; с, в: смотреть вверх (нареч.), в верх (сущ.) мачты, с начала пути, сначала подумай, смотреть вдаль, в даль горизонта, в начале зимы, вначале он долго молчал и т. д.

— Различение имен существительных и предлогов, образованных от них, подскажет правильный выбор орфограмм: в течение недели, в течении реки много поворотов, вследствие дождей, в следствии по делу о преступлении и пр.

— Докажите, что сделать правильный выбор орфограммы помогает не только умение «узнавать в лицо» части речи, но и знание их морфологических признаков.

— Если определили, что страдательное причастие прошедшего времени стоит в краткой форме, то надо не писать раздельно (как частицу) и в суффиксе одну букву н. Например: стены не выкрашены, выступление не выслушано, ошибки не исправлены, нефть не выкачана, бочка не выкачена и т. д.

— Выяснение того, к какому разряду относится имя прилагательное — к относительному или качественному, определяет выбор суффикса -к- или -ск- (кроме исключений): резкий ветер, дерзкий поступок, матросский костюм, черкесская шапка, кавказские горы.

— Если имя существительное с основой на шипящий 3-го склонения, на конце пишем мягкий знак, если нет — не пишем: возле дач (не 3-е скл.), пустошь (3-е скл.), карандаш (не 3-е скл.) и т. д.

— Докажите, что в ряде случаев умение верно определить части речи помогает правильно выбрать знаки препинания в предложении. Например, умение распознать, чем выражены главные члены предложения, поможет верно поставить тире в простом предложении.

Учащиеся записывают примеры, объясняя постановку тире в предложениях.

1) Сады сажать — жизнь украшать. (Пословица.) 2) Очень важное проявление вежливости — поздороваться первым. 3) Не отвечать на приветствие — верх невоспитанности.

— Докажите, что знание частей речи, умение «узнавать их в лицо» помогают правильно разбирать слово по составу.

Учащимся предлагается разобрать по составу слово красиво из словосочетаний говорить красиво и платье красиво.

В первом случае красиво — наречие, в нем нет окончания, -о — суффикс; во втором -о — окончание, указывающее на то, что краткое прилагательное стоит в среднем роде, единственном числе.

Дается задание придумать с данными морфемами слова; определить, к каким частям речи они относятся:

— прилагательное; (нареч.) веселым);

— прилагательное; — краткое страд, причастие);

— деепричастие; — причастие).

Учащиеся разбирают по составу слова (по)весеннему (небу) — (светит) (по)весеннему; разговор (в)пустую — (в)пустую (бочку).


IV. Анализ текста.

Сегодня в быстротечности событий, не порождающих особого оптимизма, нет взаимно противоположных взглядов на грядущее; здравомыслящие люди понимают, что в будущем экономические показатели, а не военная мощь будут определять значимость страны. Так, один из североамериканских счетно-аналитических центров, который опубликовал научно-исследовательские материалы, посвятив их возможному изменению политико-экономических тенденций в ближайшие десятилетия, в частности переменам в отношениях Восток — Запад, сделал прогноз: спасение окружающей среды станет первостепенной задачей.

В течение последних лет в промышленно развитых, густонаселенных странах, как в среднеевропейских, так и в латиноамериканских, все чаще раздаются голоса о настоятельной необходимости изыскания многомиллиардных средств для борьбы с загрязнением окружающей среды.

(По материалам газет.)

— Определите стиль текста. Каковы признаки этого стиля?

— Подберите синонимы к словам грядущее, тенденция; антоним к слову оптимизм. Укажите слова, образованные разными способами. В чем состоит особенность каждого из этих способов?






Для любых предложений по сайту: [email protected]