СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Урок 2 - СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 9 классе

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Урок 2 - СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: отработка умений: 1) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные с союзом и; 2) определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; 3) расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него).


I. Опрос.

1. Орфографическая работа.

Прогрессивные взгляды, провозглашать принципы равенства, современные танцы, декларировать положения, подлинное искусство, экспериментировать, проводить эксперимент, достоинство человека, картинная галерея, пьедестал, симфония звуков, территория, беллетристика, таинственные шорохи.


2. Схематический диктант.

Цель диктанта: проверка умения различать, что связывает союз и — однородные члены или части сложного предложения; определять виды простых предложений, входящих в состав сложносочиненного.

Методика проведения схематических диктантов: диктуются предложения; ученики, не записывая их, чертят схемы (образец записи учащихся дан справа).

1) Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (И. Бунин.)


2) Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком. (Л. Андреев.)


3) Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем.


4) Весна, и уже тепло.


5) Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. (И. Бунин.)


6) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.


7) Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.


8) Осень, и листья опадают с деревьев.


9) В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колес.


10) Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.


image5


II. Анализ предложений с объяснением постановки знаков препинания

(общий второстепенный член предложения, тире в сложносочиненном предложении).

1. 1) После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (А. Фет.) 2) Тотчас за больницей город кончался и начиналось поле. (Л. Андреев.) 3) В ушах у гостя затрещало и закружилась голова. (И. Крылов.) 4) Наконец выпал снег и сразу наступила зима. 5) В эту минуту дверь отворилась и вошел довольно высокий человек.

2. 1) Раздался звонок — и ребята с шумом выбежали из класса. 2) Он знак подаст — и все хохочут. (А. Пушкин.) 3) Она глядит — и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин.)

(Ставится тире, так как одна из частей сложного предложения имеет значение результативности, быстрой смены действий.)


III. Закрепление материала.

1. Записать предложения трижды: 1) чтобы получилось простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и; 2) чтобы получилось сложносочиненное предложение с союзом и; 3) чтобы в сложном предложении отразилась быстрая смена событий.

Образец: Сучок хрустнул и обломился. Сучок хрустнул, и ветка упала к нашим ногам. Сучок хрустнул — и девочка от неожиданности вздрогнула.

Раздался шорох... .

Вхожу в комнату... .

2. Упр. 60 (устно).


IV. Анализ текста.

Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

Все меньше звуков в ночи, и все тише они. И поля молчат, и село уснуло, и все кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев. (С. Шуртаков.)

— Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

— Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив тишины в природе. (Меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина.)

— Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление однокоренных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (Наливалась — налилась; используя видовые пары, писатель передает продолжительность, повторяемость действия, а затем его результат).

— Прочитайте второе предложение, опустив повторяющийся союз и. Сравните с записанным. В каком случае с большей выразительностью передается состояние покоя, тишины? (Повторяющийся союз и заставляет делать паузы при чтении предложения, что как бы замедляет происходящее — наступление ночной тишины.)

— Что еще указывает на длительность происходящего? (Повторение слова все в первом предложении.)

Внимание учащихся обращается на то, что мотив тишины заканчивается усиленным аккордом — словами, выступающими в роли синонимов (дополна, до краев).


Домашнее задание: 1) прочитать теоретический материал на с. 27—28 учебника и заполнить схему:


image6


2) по выбору учащихся: упр. 64 (ч. I) или создать по данному в классе образцу сочинение-миниатюру из трех предложений на одну из тем (или на самостоятельно выбранную тему): «Ливень», «Метель», «Радуга», «Гроза». (Пример ученического сочинения.

ЛИВЕНЬ

Еще ярче блеснула молния, и еще сильнее загрохотал гром. И налетел ветер, и зашептались камыши, и заговорили деревья. С неба лились потоки воды и затопляли луга, поля.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]