Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём (закрепление) - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём (закрепление) - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: расширить знания учащихся о сложносочинённом предложении (о союзах в этих предложениях); показать отличие сложносочинённого предложения от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Оборудование: учебные тексты, схема, таблица.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Какие предложения называются сложносочинёнными?

• Как соединяются простые предложения в сложносочинённые?

• Как называются союзы, с помощью которых простые предложения соединяются в сложные?

• Назовите известные вам сочинительные союзы.

2. Практическая работа с языковым материалом

(запись на доске и в тетрадях)

Перестройте предложения так, чтобы простые предложения стали сложносочинёнными.

Приближалась осень, тихая и грустная. К концу дня дождь стал затихать и к вечеру прекратился. На солнцепёке было совсем тепло. Они слышали топот то справа, то слева.


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Древние римляне считали, что спешить нужно медленно. В русском языке эта же мысль выражена пословицами: Поспешишь — людей насмешишь; Тише едешь — дальше будешь.

В нашей с вами грамматической действительности есть и такие случаи, когда можно действовать быстро и без колебаний, и такие, когда необходима мудрая неторопливость, завещанная древними римлянами. Правила «хорошего пунктуационного поведения» требуют, чтобы при встрече с одиночными «опасными» союзами вы не торопились. Нередко рука оказывается быстрее мысли, и выставите знак, не подумав. Или, также не подумав, не ставите его. а что значит в данном случае подумать? Это значит понять, как устроено всё предложение, а не только тот «кусочек», который вы в данное время пишите.


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

Посмотрим на практике, в каких случаях правила «хорошего пунктуационного поведения» позволяют нам сразу ставить запятую перед и, а в каких требуют выдержки и терпения. Удобнее всего проследить это на «отрезках» предложений. Давайте попробуем: Офицер поднял пистолет и...

Решаетесь ли вы здесь твёрдо сказать, нужна запятая или нет? Это зависит от того, какое продолжение предложения пришло вам в голову. Если вы подумали примерно так: Офицер поднял пистолет и выстрелил,— то скажете, что запятой не нужно. Если же вы подумали примерно так: Офицер поднял пистолет, и раздался выстрел,— то скажете, что запятая необходима. В каком же из двух случаев вы будете правы? Ни в том и ни в другом. Вы будете правы, если предусмотрите оба варианта и воздержитесь от быстрого решения. Здесь может быть только один правильный ответ: надо подождать. Другой пример: ...знали все: и мельник, и солдат и... Здесь совершенно ясный случай: однородные члены соединяются повторяющимся союзом и. можно смело ставить запятую.

Вспомним, как выглядят дороги сложного предложения (обращение к записи на доске).



2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом

Прочитайте выразительно и установите, где союз и соединяет простые предложения в составе сложносочинённого, а где — однородные члены. Объясните знаки препинания. Начертите схемы двух сложносочинённых предложений, имеющих в своём составе однородные члены, соединённые союзом и, на схемах укажите, какими членами предложения являются однородные члены.

1) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы, и надо мной кричат орлы, и ропщет бор, и блещут средь волнистой мглы вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал, и с тяжким грохотом упал, и всю теснину между скал загородил, и Терека могущий вал остановил (А. Пушкин).

2) Осенний дождь стучит о стёкла, мерцает в трещинах камней, и у дорог трава намокла и стала ниже и темней. Я вдаль иду. Косматей пакли плывут над лесом облака, и грустно вздрагивают капли на тонких ветках ивняка. Пусты луга, и сжата нива, и птицам в роще не житьё. И лист багряного отлива доверчиво и сиротливо слетает на плечо моё (В. Шефнер).

3) Он лёг на землю и на крыши, всех белизною поразив, и был действительно он пышен, и был действительно красив. Он шёл и шёл в рассветном гаме под гул машин и храп коней, и он не таял под ногами, а становился лишь плотней (Е. Евтушенко).

4) А Чёрное море легко и атласно лежит и синеет у каждой калитки и дышит — и это дыханье прекрасно для нас и для дружной семьи эвкалиптов (С. Боков).


2. Практическая работа

а) Составьте из простых предложений сложносочинённые с союзом и. Чем отличаются по смыслу простые предложения от вновь образованных сложных?

1) Промелькнула короткая осень. Пришла седая морозная зима. 2) Зима закрутила в воздухе холодными белыми хлопьями, зашумела метелями, завыла лютым северным ветром. От её колдовства сразу изменилась тундра. 3) Склоны сблизились, стали круче. Вскоре я вошёл в сумрачную тень высоких скал. 4) Наверху скрипнула дверь. Кто-то настойчиво постучался. 5) Плечи мои зябко передёрнулись. Я бегом вернулся в свою машину. 6) Дивизию отвели в большую станицу. Там мы целый месяц отдыхали.

б) Преобразуйте сложносочинённые предложения в простые с однородными сказуемыми.

1) Река едва светлела, и бесшумно катились её прозрачные воды. 2) Ветер начал срывать листву, и многие деревья стояли уже обнажённые. 3) Знакомство с прикладным искусством должно не только развивать разум человека и воспитывать чувство прекрасного, но и должно обязательно пробудить в человеке жажду серьёзного труда.


3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон»

• Чем различаются правила о постановке запятой в сложносочинённом предложении и в простом с однородными членами?

• Как это можно выразить при помощи схем?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Для любых предложений по сайту: [email protected]