Развитие речи. Законы общения (систематизация и обобщение изученного) - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Законы общения (систематизация и обобщение изученного) - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: выявить уровень представлений учащихся о культуре общения; показать роль и значение высокогуманного общения в жизни людей; сформировать интеллектуальную, нравственную, эстетическую готовность к эффективному общению, сообщить необходимые теоретические знания в организации практики общения.

Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал для работы в парах.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения.

А. Экзюпери

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания

Слушание 3-4 творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока развития речи).

2. Экспресс-интервью с применением интерактивного приема «микрофон»

• Удовлетворяют ли вас формы общения, принятые в школе, в кругу ваших близких друзей, дома?

• О каком общении вы мечтаете и с кем?

• Простота в общении. Как вы это понимаете?

• Что вы больше всего цените в общении?


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Дружеские доброжелательные отношения в семье, в школьном коллективе — немаловажное условие для плодотворной работы, хорошего самочувствия, удовлетворенности жизнью. Каждый человек одинаково нуждается в поддержке, эмоциональном сочувствии, внимании. Но всегда ли мы ощущаем радость от общения с людьми? Всегда ли сами стремимся нести радость людям?

Всякое ли общение — роскошь?


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Вступительное слово учителя

Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаём людей и самих себя, через общение получаем знания об окружающем мире, усваиваем социальные, нравственные, культурные ценности общества. Общение может быть содержательным, интересным, эмоционально насыщенным, а может обернуться скукой, пустым времяпрепровождением.

Чем выше общая культура личности, тем избирательнее контакты. Человек духовно небогатый, как правило, не испытывает особых трудностей при общении. Он принимает и довольствуется тем окружением, в котором живёт. Духовно развитый человек часто не может найти себе партнёров по общению. «Убогость эстетической жизни личности,— писал В. Сухомлинский,— это каменная стена, отделяющая человека от человека, это одна из коренных причин примитивности той основы, на которой строится духовное общение между зрелыми людьми».

Культура общения предполагает способность правильно оценивать своих товарищей, окружающих людей, видеть достоинства у тех, кто по каким-либо причинам лишён броскости, внешней выразительности.

Большую роль в культуре общения играют коммуникативные умения: умение ориентироваться в партнёрах, т. е. определять характер человека, его настроение, верно истолковывать поведение человека, учитывать его возраст, пол, умение в соответствии с этим организовывать своё поведение, адекватно эмоционально откликаться на слова, поступки, действия партнёра по общению.


2. Создание проблемной ситуации

— Что важнее в культуре взаимоотношений: технология общения или потребность творить добро?

Учащимся предлагается прокомментировать следующие советы (разложены на каждой парте).

• Всегда стремитесь обходить острые углы. Единственный способ одержать верх в споре — это избегать его. Убедить человека в чём-либо — не значит спорить с ним. Человеческое сознание невозможно изменить путём спора. Проще сыграть на одной из самых распространённых слабостей человека — признать его «значительность», и тогда он станет «симпатичным и добрым».

• Не идеи дороги нам, а наше самолюбие, которому так часто угрожают. Маленькое слово «мой» является наиболее важным словом в жизни и человеческих взаимоотношениях, и понимание этого есть уже начало мудрости.

• Никогда не говорите человеку прямо, что он не прав. Если вы хотите, чтобы человек был с вами одного мнения, прежде всего вы должны доказать ему, что вы его искренний друг. Именно эта «капля мёда» обеспечит вам его расположение, а этого уже достаточно, чтобы вы могли убедить его согласиться с вашей точкой зрения.

• Каждый стремится к счастью, но существует лишь один надёжный способ найти это счастье, а именно,— подчинить себе свои чувства. Счастье зависит не от внешних условий, а от настроения человека. Счастье или несчастье определяется не тем, что вы имеете или чем занимаетесь, а тем, как вы расцениваете те или иные факты».


3. Слушание-понимание публицистического текста об особенностях общения

а) Чтение учителем отрывка из книги С. Михалкова «Всё начинается с детства...»

КЛИМАТ ВЕЖЛИВОСТИ

«Человек — это ряд его поступков»,— писал Гегель. И в этом ряду нет ничего случайного, незначащего. Один спешит на работу — всех расталкивает, бросается первым в двери автобуса. Другой и на этом коротком отрезке пути остаётся деликатным. Путь-то это не только на работу. Это пятнадцать минут из жизни, из жизненного пути.

Бывает, входит в комнату незнакомый человек. Здоровается. Говорит как будто обычные слова: «здравствуйте», «добрый день». Пробудет недолго и уйдёт, оставив после себя хорошее, приятное впечатление.

«Обаятельный человек»,— говорят о нём. Секрет его обаяния прост: он умеет себя держать в обществе, умеет скрывать дурное настроение, владеть собой. Он внимателен к окружающим, вежлив. Понимать вежливость, мне думается, надо очень широко: это манера обращения не только с людьми, но и с беззащитными животными, потому что один из первых законов вежливости — защита слабого.

Ничего не делается «просто так», случайно. Когда человек говорит спокойно, ровным голосом, это не значит, что он неэмоционален. Просто он хорошо воспитан. Воспитанный человек никогда не позволит себе кричать и грубо разговаривать с людьми, и особенно с теми, кто ниже его по положению. Он понимает, что грубый тон только роняет его в глазах собеседника.

— В чём проявляются грубость и вежливость?

б) Творческая работа в тетрадях

Занесите в таблицу те характеристики грубости и вежливости, о которых говорит С. В. Михалков, а также те проявления, о которых вы сможете вспомнить самостоятельно.


Грубость — это...

Вежливость — это...

всех расталкивает

бросается первым

неприятное впечатление

...

ведёт себя сдержанно

не спешит

хорошее, приятное впечатление

...


в) Беседа по прослушанному тексту с высказыванием оценочных суждений

• Объясните смысл сравнений английская вежливость (как в Англии), старомодная вежливость (как в прежние времена), вежлив как рыцарь, как истинный джентльмен и т. д. С кем ещё можно сравнить вежливого или грубого человека, его поступки?

• В каких ситуациях бывает необходимо подчеркнуть, что вежливость или грубость какого-либо человека чрезмерна, а потому неуместна? Как выразить эту мысль?

• Объясните, что значит выражение «полнота и неполнота проявления признака».

• Есть ли такие сферы жизни или ситуации общения, где можно позволить себе быть не очень вежливым? Верно ли, что в разных ситуациях необходима разная «степень вежливости»?

• В каких ситуациях даже большую грубость можно извинить? Когда грубость непростительна?

• Может ли быть «слишком много» вежливости? О каких особенностях поведения говорят приторная вежливость?

• Как вы оцените человека, если с одним он всегда вежлив, с другими — иногда, а с третьими — никогда?

• Говорят, что точность — вежливость королей. Думается, точность украшает любого человека. Верно ли утверждение, что все «составные части» вежливости тоже красят любого?


4. Коммуникативный тренинг (выполнение ситуативных упражнений)

Работа в парах

• Сделайте комплимент или составьте диалог, включив в него комплимент, в одной из следующих ситуаций общения (задания можно написать на карточках и раздать учащимся для работы в парах).

1) Похвалите внешний вид собеседника.

2) Сделайте комплимент уму (находчивости или другим интеллектуальным качествам) собеседника. Если нужно, сделайте комплимент более подробным (чтобы было ясно, почему хвалите).

3) Похвалите вкус собеседника (одежда, книги, музыка, театр и т. п.).

4) Оцените человеческие качества собеседника (отзывчивость, чуткость, тактичность и др.).


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Интерактивный прием «Мозговой штурм»

Учащимся предлагается на отдельных листах продолжить (письменно) следующие предложения:

«Культура общения предполагает...»;

«Быстро устанавливать контакты и доброжелательные отношения с окружающими людьми мне мешает...».

Работы сдаются учителю для последующего анализа.


VI. Домашнее задание

1. Напишите небольшое (8-9 предложений) сочинение-рассуждение на одну из тем:

«В чем состоит искусство общения?», «Чего я жду от других, чего другие ждут от меня?»

2. Индивидуальное опережающее задание (2-3 учащихся): Подготовить выступления на тему «Как здороваются народы мира?», используя книги: А. Агаронян. «Культура поведения»; В. Матвеев, А. Панов. «Если мы вежливы... (заметки об этике)»; В. Матвеев, А. Панов. «В мире вежливости».






Для любых предложений по сайту: [email protected]