Развитие речи. Искусство ведения беседы - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Искусство ведения беседы - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: познакомить учащихся с различными формами приветствия и их значимостью в установлении человеческих контактов; установить зависимость между речевой культурой и общей культурой человека; раскрыть слагаемые искусства ведения беседы: умение уважительно относиться к собеседнику, внимательно слушать его, владение мимикой, жестами, интонацией голоса и др.

Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал для работы в парах и группах, памятка.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Два уха и один язык нам даны для того,

чтобы больше слушать и меньше говорить.

Древнегреческий философ Зенон

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Экспресс-интервью (интерактивный прием «Микрофон»)

Подумайте над вопросами.

• Нужно ли здороваться с людьми, войдя в лифт, занимая очередь к врачу на прием, покупая каждый день хлеб в булочной рядом с вашим домом?

• Следует ли здороваться с человеком, если вы его повстречали второй раз?

• Приведите другие примеры, когда приветствие уместно и необходимо.

• Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник?

• Легко ли вы находите общую тему в разговоре с родителями, товарищами, одноклассниками и другими людьми?

• Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора с одноклассниками, друзьями?

• Как связана культура речи с уровнем образованности и воспитанности человека?

• Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?

Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение управлять своими чувствами и настроением, наличие чувства юмора и умение пользоваться им, доброжелательность и др.).


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Куда бы ни пришел человек, он должен поздороваться, не дожидаясь приветствия в его адрес. Приветливая улыбка и небольшой вежливый наклон головы подчеркнет ваше расположение к людям. В. Солоухин пишет об улыбке следующее: «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза — смотреть, находить, рот — поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркало, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, легко и радостно. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся тоже. Душа зябнет и каменеет».

В каких же случаях люди приветствуют друг друга? Всегда ли слова приветствия, произнесенные человеком, вызывают у окружающих людей состояние удовлетворения и радости от встречи? Какое приветствие можно считать достойным эстетически воспитанного человека? Как стать интересным собеседником? В чем состоит искусство общения?

На эти и другие вопросы мы постараемся дать ответы сегодня на уроке.


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Вступительное слово учителя

Встречаясь со своими знакомыми, товарищами или просто соседями, мы говорим: «Здравствуйте!» Это приветствие может звучать дружелюбно, приветливо, радостно или безразлично, недоброжелательно, а то и просто быть невежливым по форме. Например, ученик протягивает руку для приветствия учителю или другому взрослому человеку, юноша протягивает первым руку девушке и т. п. Расскажите об известных вам формах приветствия, принятых в разных странах.


2. Слушание сообщений учащихся на тему «Как здороваются народы мира?» (см. домашнее задание предыдущего урока развития речи)


3. Объяснение учителя

Быть хорошим собеседником — не значит красиво и речисто говорить самому, пересыпать свою речь неуёмными остротами и анекдотами.

Вас сочтут приятным собеседником, если вы будете говорить меньше, давая возможность высказаться другим и внимательно выслушивая их. Известен такой случай: однажды к Б. Шоу один из его знакомых обратился с вопросом: «Госпожа X писала мне, что вы чудесный собеседник и прирожденный рассказчик. Что вы ей рассказывали?» Шоу ответил: «Я молчал, рассказывала она».


4. Анкетирование учащихся с целью выявления их уровня речевой культуры

Анкеты заполняются на отдельных листах и сдаются учителю для дальнейшего анализа.

Умение слушать собеседника

• Легко ли я отвлекаюсь во время разговора? Не делаю ли я вид, что слушаю? Может, я слушаю только из вежливости?

• Часто ли перебиваю собеседника?

• Как я слушаю, если слушать совсем неинтересно?

• Не делаю ли поспешных выводов в разговоре и не обижаю ли собеседника содержанием разговора, интонацией?

• Получили ли вы удовлетворение от разговора, получил ли удовлетворение ваш собеседник?


5. Беседа (с высказыванием оценочных суждений)

• Много веков назад древнегреческий ученый-философ Зенон писал: «Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше слушать и меньше говорить». Как вы понимаете его слова?

• Сравните высказывание Зенона с двумя следующими цитатами (обратите внимание, откуда они) и сделайте вывод о значении слушания в общении людей:

1) Книга «Юности честной зерцало» (1717 г.):

«Природа устроила нам только 1 рот, или уста, а уши 2 даны, тем показывая, что охотнее подлежит слушать, нежели говорить».

2) Дагестанская пословица: «Человек имеет один рот и два уха для того, чтобы раз сказать и два раза слушать».

• Как вы понимаете слова философа Конфуция: «Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей»?

• Прочитайте пословицы о слушании, соединив линиями их части. Выберите одну, которая вам больше понравилась, и объясните её смысл. (Обращение к записи на доске.)

Красно поле пшеном,

Поменьше говори —

Доброе молчание

Слово — серебро,

Говори с другими поменьше,

Кто говорит, тот сеет,

лучше пустого болтания.

молчание — золото.

кто слушает — пожинает.

с собой побольше.

побольше услышь.

а человек умом.

• Послушайте, как современный фольклор описывает слушание. Определите, сколько и какие именно преграды подстерегают слушающего?

Слушатели обычно не слушают, а если и слушают, то не слышат, а если и слышат, то не понимают, а если и понимают, то не так.


6. Коммуникативный тренинг

а) Выполнение упражнений, направленных на формирование навыков ведения и управления беседой.

Упражнение 1

Разделитесь на группы по 3-4 человека. Начните разговор на любую тему. Через 2-3 минуты обсудите следующие вопросы: кто был инициатором начала беседы? Кто предложил тему разговора? Кто активно поддерживал разговор, кто отстранился от него? Какова была содержательная сторона разговора? Все ли были заинтересованы избранной темой разговора? В чем причина того, что разговор не состоялся?

Упражнение 2

Группа ребят ведет какой-то разговор (предположим, что на перемене). К ним подходит одноклассник и пытается вступить в беседу. Ситуация проигрывается несколько раз с различными участниками, после чего следует обсуждение: легко ли вам было вступить в разговор? Насколько тактичным и уместным было включение в разговор нового товарища? Правильно ли вели себя участники разговора, когда к ним подошел товарищ? Сумел ли подошедший взять инициативу разговора, переключить разговор на другую тему, обратить внимание на себя?

б) Выполнение упражнений на развитие сосредоточенности, внимательности к звучащим словам, избирательности в восприятии звучащей речи

«Что слышите, что видите?»

Прислушаемся к окружающим нас звукам. Какие звуки слышите? Представьте, что является источником звука.

Вообразим, что мы находимся в лесу. Что «слышите», что «видите»? Кто больше «услышит» звуков?

Кто самый внимательный?

1. Укажите, в каком из слов: «портной», «подвал», «труба», «запал», «антракт», есть буква «д». 2. В перечне слов «рот», «кот», «мот», «год», «крот» вторым стоит слово «мот». 3. Мама дала папе поручение: купить мясо, масло, мыло и спички. Он купил масло, сало, спички и мясо. Что папа забыл купить?


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Ознакомление с памяткой (с тезированием основных положений)

Памятки разложены на каждой парте.

Непонимание материала, пройденного на уроке, своего собеседника, товарища, выступающего на собрании, во многом связано с тем, что мы не умеем внимательно слушать, сосредоточиваться. 80 % времени бодрствования у большинства людей уходит на различные формы общения, а половина этого времени приходится на слушание. Однако исследования учёных показывают, что, как правило, мы используем около 25 % нашей способности слушать.

Слушанию может мешать: чрезмерная заинтересованность внешностью собеседника или выступающего, обдумывание каких- то проблем, повышенное внимание к недостаткам говорящего, быстрая реакция на любое отвлекающее действие, поспешная оценка услышанного и осуждение собеседника или оратора и др.

Слушая, необходимо забыть личные предубеждения против собеседника, не стремиться найти просчеты в речи или поставить под сомнение услышанное. Отключиться от того, что мешает, отвлекает внимание. Не пытаться слушать и одновременно делать еще два-три дела. Быть снисходительнее и уважать манеру разговора собеседника или выступающего.

Существуют следующие правила эффективного слушания:

На уроке, собрании, во время лекции или при разговоре с людьми настройте себя на волну внутренней заинтересованности в предстоящей теме беседы.

Слушая, выделите для себя главные мысли, постарайтесь правильно понять их.

Сопоставляйте полученную информацию с собственной, отметьте, что нового вы узнали. Мысленно формулируйте вопросы к выступающему или собеседнику (обязательно задайте их, не стесняйтесь показаться глупым или некомпетентным).

Не прерывайте собеседника или оратора вопросом, репликой или какими-то эмоциональными возгласами. Дайте высказать мысль до конца. Надо научиться выслушивать до конца даже то, что кажется вам абсурдным, ошибочным или оскорбительным.

Помните, что кризисы внимания приходят на 15-ю и на 30-35-ю минуту. Для концентрации внимания полезно мысленно проделать упражнение: задать себе вопрос: «Сколько будет два плюс три, помноженное на пять и возведенное в квадрате?» (Задача может быть и любого другого содержания).


2. Обобщающая беседа (интерактивный прием «Микрофон»)

Если вам встретится человек, с которым вы уже здоровались, не делайте вид, что вы его не замечаете. Поздоровайтесь еще раз, изменив форму приветствия, или просто приветливо улыбнитесь.

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

— Здравствуйте! —

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(В. Солоухин «Здравствуйте»)

Как бы вы ответили на вопросы поэта? Что нужно развивать в себе, над чем работать, чтобы приносить людям радость (пусть даже просто приветствием)?

• Вспомните случаи, когда непонимание собеседника, конфликты возникали из-за невнимания к словам человека, неумения слушать.

• С кем вы предпочитаете общаться: с тем, кто умеет слушать, или с тем, кто умеет говорить?

• Какие качества нужны человеку для того, чтобы быть внимательным слушателем?


VI. Домашнее задание

По материалам урока к следующему уроку развития речи написать сочинение-рассуждение (8-9 предложений) на одну из тем: «В чем состоит искусство общения?», «Как стать интересным собеседником?»






Для любых предложений по сайту: [email protected]