Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и цели - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и цели - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: углубить и систематизировать знания учащихся о сложноподчинённых предложениях с придаточными причины и цели; совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных.

Оборудование: схемы, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Творческая работа (сочинение-миниатюра)

Продолжите сочинение. Укажите в нем сложноподчиненные предложения с придаточными, которые уже известны вам.

КАК ИЗМЕНИЛСЯ НАШ ГОРОД (НАШЕ СЕЛЕНИЕ) ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

За последние несколько лет наш город изменился так, что его трудно узнать. Там, где раньше были пустыри, выросло много жилых домов, школы, кинотеатры. Школа, в которой мы занимаемся, выстроена в . году. Недалеко от школы ребята построили такой большой и хороший спортивный городок, что туда приходят заниматься ученики из соседних школ.


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины наиболее широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причины связи явлений действительности. В этих предложениях используются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо). Союз ибо широко используется в публицистике для повышения тональности речи.

Придаточные цели содержат указание на цель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения.

Давайте поближе познакомимся с этими видами придаточных предложений.


IV. Изучение нового материала

Ознакомление с теоретическим материалом учебника


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом

Запишите предложения в таком порядке: 1) информационные, 2) эмоционально-экспрессивные. Укажите предложения с однородным и параллельным подчинением. В каком стиле речи стройность структуры предложения может повышать эмоциональность речи?

1) Произведение двух чисел равно произведению их абсолютных величин, взятому со знаком плюс, если оба сомножителя имеют одинаковые знаки, и со знаком минус, если сомножители имеют противоположные знаки. 2) Хорошо вставать по утрам и видеть, как взбирается по голубому небу солнце, как раскрываются под его лучами цветы, как пробуют голоса утренние птицы (С. Воронин). 3) Комедия «Горе от ума». Горе в комедии уму, который был провозглашен безумием, уму, от которого все отвернулись, уму, которому лучшая, красивейшая, наиболее умная, самостоятельная девушка из тех, кто фигурируют на сцене, предпочла лакейскую натуру (А. В. Луначарский).

2. Конструирование сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

а) Составьте предложения по данным схемам. Определите, к какому виду сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными они относятся:

[...глаг.], (союз что, (союз когда ...сущ), (союзн. сл. где), ...).

(союз если), [...сущ], (союзн. сл. который), (союзн. сл. который).

[ ], (союз потому что), ( ) и ( ).

(союз когда), [ ], (союз чтобы ...глаг.) (союзн. сл. кто).

б) Из трёх простых предложений составьте одно сложное и запишите. Укажите его строение.

Образец. Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда..., который...).— Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.

1) Наливаем воду в сосуд. В стенке его на разной высоте сделаны маленькие отверстия. Вода начинает вытекать струйками различной силы (если..., которого..., то...). 2) Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда..., то..., которая...). 3) Пробегал легкий ветерок. Из садиков доносился нежный запах сирени. Садики тянулись по обеим сторонам узкой улицы (когда..., которые...). 4) В конце апреля наступила чудная пора. Природа начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью. Все приходит в волнение, в движение (та..., когда..., когда...). 5) На небе загорелись первые звезды. Четкими силуэтами выступали деревья. На лесную опушку приходили люди с лопатами (когда..., и...).


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с применением интерактивного приема «микрофон»

• Какие предложения называются сложноподчиненными?

• Какими средствами связи соединяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное?

• Чем отличаются союзы от союзных слов? Назовите несколько союзов и союзных слов.

• Назовите слова, которые бывают только союзами, только союзными словами или тем и другим.

• Какова роль указательных слов?

• Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?

• Какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете?

• Охарактеризуйте основные признаки сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, изъяснительными, места, времени, образа действия и др. Приведите примеры.

• Какие правила постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях вы знаете?

• Назовите основные виды сложных предложений с несколькими придаточными. Приведите примеры.


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Творческое задание. Напишите сочинение-этюд (8-9 предложений) в художественном или публицистическом стиле на одну из тем «Моя любимая певица», «Мой любимый спортсмен», «Моя мама». В своей работе используйте сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных и сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.






Для любых предложений по сайту: [email protected]