Развитие речи. Стилистические особенности художественного текста - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Стилистические особенности художественного текста - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: обобщить и систематизировать полученные учащимися сведения о стиле художественной литературы; совершенствовать навыки анализа языкового материала.

Оборудование: таблица, отрывки из художественных текстов, толковый словарь, раздаточный материал.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Работа с таблицей «Стиль художественной литературы» (таблица вывешена на доске)


Основная функция

Эстетическая функция, функция эмоционально-образного воздействия

Сфера применения

Поэмы, басни, стихотворения, романы, повести, рассказы, трагедии, драмы, комедии

Общие особенности стиля

Художественная образность

Специфическая лексика

Широко используются слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная лексика, фразеологизмы, возможны диалектизмы, просторечные и устаревшие слова

Грамматические особенности

Самые разнообразные синтаксические структуры


Рассмотрите таблицу. Составьте простой план, по которому вы сможете рассказать о любом стиле речи. Из какой части таблицы вы возьмёте материал для составления плана?

Расскажите о художественном стиле речи по составленному вами плану.


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Писатель отражает мир не прямо, а через творимую им образную систему произведения, которую не без основания называют художественной моделью мира.

По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств язык художественной литературы стоит значительно выше всех других стилевых разновидностей литературного языка, являясь наиболее полным и совершенным его выражением, хотя и включает в свой состав некоторую долю нелитературных языковых элементов.

Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания о художественном стиле речи, совершенствуя при этом навыки анализа художественного текста.


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Работа с текстом. Послушайте небольшой научнопопулярный текст о языке художественной литературы

Язык художественной литературы — своеобразное зеркало русского литературного языка. Богата литература — значит, богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например, Данте в Италии, Пушкин в России. Великие поэты создают новые формы литературного языка, которыми затем пользуются последователи и все, говорящие и пишущие на этом языке. Художественная речь предстает как вершинное достижение языка. В ней все возможности национального языка представлены в наиболее полном и чистом развитии.

Художественный стиль отличается от других функциональных стилей русского языка особой эстетической функцией.

Это значит, что художественная речь должна возбуждать у нас чувство прекрасного, чувство красоты. Художественная проза воздействует на чувство. Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы. Слово выполняет в нем эстетическую функцию.

(По Г. Солганик)

Беседа

• Как вы понимаете утверждение «Язык художественной литературы — своеобразное зеркало русского языка»?

• Кто становится создателем национальных литературных языков? Свой ответ подтвердите примерами.

• Чем отличается художественный стиль от других функциональных стилей русского языка?

• В чем заключается специфика языка художественной литературы?

• Запишите два первых предложения. Докажите, что второе предложение — сложное.

• Сделайте фонетический разбор слов язык, значит.

• Слова художественной, литературный разберите по составу.

(Худож/еств/енн/ый, литерат/ур/н/ый).


2. Работа с художественным поэтическим текстом

а) Послушайте стихотворение А. Пушкина «Анчар».

Словарная работа

Анчар — тропическое южноазиатское ядовитое дерево.

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей Вселенной.


Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей,

И корни ядом напоила.


Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру,

Густой, прозрачною смолою.


К нему и птица не летит,

И тигр нейдет — лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь уже тлетворный.


И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей уж ядовит

Стекает дождь в песок горючий.


Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.


Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струится хладными ручьями;


Принес — и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.


А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям, в чуждые пределы.

Беседа

• О чем это стихотворение?

• На какие две части его можно разделить? Определите тип речи.

• О чем идет речь в первой части стихотворения? А во второй?

• Какой композиционный прием использует автор для раскрытия основной мысли?

• Сформулируйте основную мысль стихотворения.

• Какие чувства вызывает стихотворение?

• Какие изобретательно-выразительные средства использует автор? Укажите их.

• Выразительно прочитайте стихотворение, соблюдая паузы, выделяя усилением голоса наиболее важные по смыслу слова.


б) Прочитайте отрывок из стихотворения В. Рождественского. Определите его тему, основную мысль. Подберите варианты заглавия, используя строки из поэтического текста.

...В соседстве дальних слов я нахожу родство,

Мне нравится сближать их смысл и расстоянья,

Всего пленительней для неба моего

Раскаты твердых «р» и гласных придыханья.


Звени, греми и пой, волшебная струя!

Такого языка на свете не бывало,

В нем тихий шелест ржи, и рокот соловья,

И налетевших гроз блескучее начало.


Язык Державина и лермонтовских струн,

Ты — полноводье рек, разлившихся широко,

Просторный гул лесов и птицы Гамаюн

Глухое пение в виолончели Блока.


Дай бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему все ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых встреч

С прозреньем Пушкина и красками Рублева...

Беседа

• В каком значении употребляется в тексте слово прозрение?

• Сравните слова-синонимы наследие — наследство. Чем они различаются? (Обратитесь к толковому словарю.)

• Какое из слов является однозначным, какое — многозначным? Какой из синонимов имеет стилистическую помету?

• Что достигается благодаря использованию в тексте стилистически окрашенных слов?

• Запишите последнее четверостишие. Объясните знаки препинания, составьте схему предложения.


3. Работа с художественным прозаическим текстом

Послушайте небольшой отрывок из романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева».

Удивителен весенний расцвет дерева. А как он удивителен, если весна дружная, счастливая! Тогда-то незримое, что неустанно идет в нем, проявляется, делает зримым, особенно чудесно. Взглянув на дерево однажды утром, поражаешься обилию почек, покрывших его за ночь. А еще через некий срок внезапно лопаются почки — и черный узор сучьев сразу осыпают несметные ярко-зеленые мушки. А там надвигается первая туча, гремит первый гром, свергается первый теплый ливень — и опять, еще раз совершается диво: дерево стало еще так темно, как пышно по сравнению со своей вчерашней голой снастью, раскинулось крупной и блестящей зеленью; так густо и широко стоит в такой красе и силе молодой крепкой листвы, что просто глазам не веришь...

Беседа

• Почему автор считает, что весенний расцвет дерева удивителен?

• Сколько чудесных моментов выделяет автор в весеннем расцвете дерева?

• С помощью каких звуков писатель позволяет нам «услышать» первый гром?

• Как автор относится к весеннему расцвету дерева? Как ему удается передать свое чувство?

• Запишите отрывок под диктовку. Определите тип речи.

• Укажите изобразительно-выразительные средства, использованные в отрывке.

• Подготовьте выразительное чтение отрывка. С помощью интонации попытайтесь передать авторское восхищение расцветом дерева.


4. Творческая работа по осмыслению структуры текста

Прочитайте зачин приведенного ниже текста и попробуйте предсказать, о чем пойдет речь дальше. Затем просмотрите бегло текст, чтобы проверить, верен ли ваш прогноз.

Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. <...> Огромный мир — заманчивый и разнообразный — врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.

Мы пересекаем экватор на фрегате «Паллада» и вместе с бесстрашным адмиралом Беллинсгаузеном слышим зловещий гул прибоя о ледяной материк Антарктиды.

Мы сталкиваемся с Пугачевым во время бурана и, взволнованные, видим слезы дикарей Новой Гвинеи, когда они провожают своего великого защитника и друга Миклухо-Маклая. <...> Мы слышим рог Роб Роя в туманных шотландских горах, скрежет заржавленных лат Дон Кихота, топот Конька-Горбунка. <...> Мы опускаемся на морское дно с капитаном Немо и вместе с Водопьяновым садимся на вечные льды Северного полюса.

Мы слышим радостный визг Каштанки и видим, как из полена высовывается длинный нос любопытного Буратино.

Всего не перечислишь, не расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые события? Какие интересные люди и увлекательные познания?

(К. Паустовский)

А теперь внимательно, вдумчиво прочитайте весь текст и выберите вопросы, на которые сможете ответить.

• Какие особенности построения текста делают его особенно выразительным? При помощи чего осуществляется связь между абзацами? Как строится каждый абзац? Что позволило в сравнительно небольшом высказывании так широко представить картину мира, отражаемую писателем разных времен и народов?

• По каким словам (помимо имен собственных) легко определить, о каких книгах идет речь?

• Благодаря чему мы, читатели, становимся как бы соавторами писателя? Не захотелось ли вам продолжить рассуждение о роли художественной литературы в жизни человека, используя примеры из прочитанных книг, в том числе из произведений современных авторов?


V. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение (8-10 предложений) о роли художественной литературы в жизни человека, используя примеры из прочитанный книг, в том числе из произведений современных авторов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]