Общее понятие о бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Общее понятие о бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: ознакомить учащихся с основными признаками бессоюзных сложных предложений и знаками препинания в них, выработать умение применять основной приём определения бессоюзных сложных предложений — сравнения их с синонимичными сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями; формировать специальные умения и навыки.

оборудование: учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Учитель. Некоторые бессоюзные сложные предложения состоят в «родстве» с союзными сложными предложениями и легко допускают вставку сочинительного или подчинительного союза. Другие, наоборот, не поддерживают с ними никаких «родственных» отношений. Определите, с какими союзными предложениями сходны бессоюзные сложные конструкции, употреблённые в следующих примерах. С помощью каких союзов это можно проверить?

— Есть где-то Кошачья планета.

Там кошки, как люди, живут:

Читают в постели газеты

И кофе со сливками пьют.

У них есть квартиры и дачи,

Машины и прочий комфорт,

Они обожают рыбачить

И возят детей на курорт.

(А. Усачёв)


— Смотри!

Полосатая кошка

На тумбе сидит, как матрёшка!

Но спрыгнет — и ходит, как щука.

Рассердится — прямо гадюка!

Свернётся — покажется шапкой,

Растянется — выглядит тряпкой...

(Н. Матвеева)


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

По грамматической традиции бессоюзные сложные предложения на протяжении длительного времени рассматривались как разновидность сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Для характеристики бессоюзных предложений использовался приём подстановки союзов или союзных слов. Однако восстановление союзов и союзных слов в бессоюзных предложениях допускает многие варианты; ср.: Лес рубят — щепки летят (пословица).— Когда лес рубят, щепки летят.— Если лес рубят, щепки летят.— Лес рубят, и щепки летят.

По мнению многих языковедов, бессоюзное следование частей предшествовало сочинению и подчинению, т. е. бессоюзные предложения отграничиваются от сложносочинённых и сложноподчинённых и генетически.

Сложные бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями, однако именно смыслом определяются в письменной речи знаки препинания, а в устной речи — интонацией.


IV. Изучение нового материала

1. Наблюдение над языковым материалом

(тексты разложены на каждой парте)

Прочитайте текст. Какова роль интонации в бессоюзном сложном предложении? Чем она отличается от роли союзов и союзных слов? Что ещё помимо интонации помогает выявить смысловые связи между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного?

Смысловые отношения между простыми предложениями в сложном союзном помогают выразить союзы или союзные слова. Например, в предложении Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты (А. Пушкин) союз но передаёт противительное значение; в предложении Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи (С. Есенин) с помощью союзного слова где выражены обстоятельственные отношения места. В бессоюзном сложном предложении таким средством выступает интонация, которая на письме передаётся или тире, или двоеточием, или запятой: 1) Зацветут заливные луга — не надышишься (К. Паустовский). 2) Вот это и есть истинное счастье: работая, быть всегда в обществе хороших людей (М. Пришвин). 3) Догорал апрельский светлый вечер, по лугам холодный сумрак лёг (И. Бунин).


2. Объяснение учителя

Бессоюзным называется такое сложное предложение, в котором смысловые отношения между входящими в него простыми предложениями выражаются в устной речи интонацией, а на письме — соответствующими знаками препинания.

Распознаванию смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзном сложном помогают в устной речи интонация, а на письме — знаки препинания.

Бессоюзные сложные предложения присущи в основном устной разговорной речи. Но они широко используются также в языке художественной литературы.


3. Коллективная работа над составлением таблицы

(запись на доске и в тетрадях)

Основные признаки бессоюзных сложных предложений

• Простые предложения в составе сложных соединяются без помощи союзов и союзных слов.

• По значению они близки к союзным сложным предложениям.

• Имеют характерную интонацию.

• Простые предложения в их составе разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

а) Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Какой союз можно поставить между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного? Можно ли считать их синонимичными?

Жгуч мороз трескучий, на дворе темно; серебристый иней запушил окно (И. Никитин). Время было позднее; солнце уже село; звёздное небо, как гигантская чаша, опрокинулось надо мной (М. Лермонтов). Горные вершины спят во тьме ночной, тихие долины полны свежей мглой, не пылит дорога, не дрожат листы (М. Лермонтов). Поздняя осень, грачи улетели, лес обнажился, поля опустели (Н. Некрасов). Нивы сжаты, рощи голы, от воды туман и сырость (С. Есенин).

б) Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сначала простые предложения с однородными членами, а затем сложные бессоюзные предложения.

С чудесной быстротой степь покрылась южной ночью на потемневшем небе вспыхнул густой посев звёзд (М. Горький). Смутно поблескивает река в предрассветной дымке журчит по прибрежным камешкам-голышам (Н. Островский). День становился всё более ясным облака уходили гонимые ветром (М. Горький). Вот и солнце встаёт из-за пашен блестит за морями ночлег свой покинуло на поля на луга на макушки ракит золотыми потоками хлынуло (И. Никитин). Зашевелились тревожно зашумели застонали заскрипели над головой сосны (Б. Полевой). Скрипят клесты звенят синицы смеётся кукушка свистит иволга немолчно звучит ревнивая песня зяблика задумчиво поёт странная птица щур (М. Горький). Я быстро зажигаю огонь пью воду прямо из графина потом спешу к открытому окну (А. Чехов).

в) Запишите данные ниже предложения в таком порядке: сложное с разными видами связи, бессоюзное, простое, сложноподчинённое — и вы восстановите стихотворение В. Лившица «Весна».

• Из-под ворот бегут ручьи; галдят весёлые грачи.

• И понимает белый снег, что уж лежать ему не век, что он растает вскоре!

• С деревьев каплет, с крыш течёт, и кто же не заметит, что жарче солнышко печёт и ярче в окна светит?

• Уже успела проглянуть земля на косогоре.


2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Прочитайте предложения, укажите, в чём их различие; пользуясь справочной таблицей, дайте характеристику бессоюзным сложным предложениям; ответьте на вопрос: Чем отличаются бессоюзные сложные предложения от союзных?

В небе светило яркое солнце, и на земле всё сверкало и слепило глаза от снега.— Когда в небе светило яркое солнце, на земле всё сверкало и слепило глаза от снега.— В небе светило яркое солнце, на земле всё сверкало и слепило глаза от снега.


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Для любых предложений по сайту: [email protected]