Тире в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Тире в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: изучить правила постановки тире в сложных предложениях; на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.

Оборудование: учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания (слушание 2—3 учащихся)

2. Практическая работа

Спишите предложения, подразделяя их на три группы: 1) второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом; 2) второе предложение раскрывает содержание первого; 3) второе предложение дополняет смысл первого.

1) Замри и услыш..шь: на Синей горе сосняк пот..нулся (на) встречу заре. Замри и услыш..шь в с..реневой мгле: огромное утро идёт по земле (А. Чечулин). 2) Мне пок..залось (в)друг в ночном тумане: метель слетела с мачты корабля (Г. Некрасов). 3) Ты послушай: ночь над нами что(то) шепч..т (в)слух (А. Передреев). 4) Я не созд..н для покоя: слишком хрупкий он, покой (С.Каратов). 5) Снега стали голубые: это (по)весе(н,нн)ему яркое небо отражается в их зеркале (Д. Зуев). 6) Наташа не узн..вала звёзд: созвездия запутались в ветвях деревьев и пот..ряли зн..комые оч..ртания (К. Паустовский). 7) На площ..ди, около низенькой чугунной реш..тки, стоят столбы. К столбам пр..креплены красные таблички: тут ост..навл..ваются автобусы (В. Солоухин).


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Сложноподчинённые и сложносочинённые союзные предложения имеют аналогии как между собой, так и в бессоюзных предложениях. Однако бессоюзные предложения богаче смысловыми значениями; большинство из них имеет целый ряд значений, в отличие от предложений сложносочинённых и сложноподчинённых, имеющих одно значение, закреплённое союзом.

Основным средством связи простых предложений в бессоюзном сложном является интонация, которая имеет самую различную окраску, например: интонация сопоставления-противопоставления; интонация, выражающая отношения уступительные, условные, следственные, временные...

Какой же знак препинания нужно ставить в этих случаях между частями бессоюзного сложного предложения?


IV. Изучение нового материала

1. Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)

а) Запишите пословицы. Определите отношения между частями сложных бессоюзных предложений. Какими предложениями (сложносочинёнными или сложноподчинёнными) и с каким значением можно заменить данные предложения?

Смелые побеждают — трусливые погибают. Делу время — потехе час. Назвался груздём — полезай в кузов. Любишь кататься — люби и саночки возить. Волков бояться — в лес не ходить.

б) Сделайте вывод о постановке тире в бессоюзных сложных предложениях со значением сопоставления, противопоставления, времени, условия.

По полям, по дорогам идёшь — расступается, кланяясь, рожь (А. Твардовский). Вы раздвинете куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи (И. Тургенев). Ветер ударил по солнцу — солнце стало багровым (С. Островой). Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (М. Пришвин).

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом

Найдите в данных примерах бессоюзные сложные предложения. Определите, какие смысловые отношения связывают простые конструкции в составе сложных. В каком отрывке бессоюзные сложные предложения являются «лишними»? Обоснуйте свой ответ.

1) Ехал странный пассажир,

вёз в кошёлке рыбий жир.

Чуть трамвай притормозит —

пассажир вперёд скользит.

Чуть трамвай прибавит ход —

пассажир назад ползёт.

Все, кто ехал с пассажиром,

вышли, смазанные жиром.

(К. Звойский)

2) Скрипнет ветка или сук —

Приоткроет глаз барсук.

Чутким ухом поведёт,

Усмехнётся и уснёт.

(Т. Белозеров)

3) У рыбы вечно полон рот:

Я спать ложусь —

Она жуёт.

Я кашу ем —

И рыба ест.

Иду гулять —

А рыба ест.

Как только ей не надоест?

(Ю. Кушак)

4) Потом мы видели быка.

Зовут быка Егором.

Вздохнёт Егор — его бока

Вздымаются, как горы!

(В. Лифшиц)


2. Практическая работа

а) Перепишите, опуская выделенные слова и заменяя, где это нужно, знаки препинания.

1) Наша армия сильна, потому что опорой ей вся страна. 2) Когда дождь окончился, туристы двинулись дальше. 3) Любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. 4) За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше. 5) Он гость, а я хозяин. 6) Если назвался груздём, то полезай в кузов. 7) Я выглянул из кибитки и вижу, что матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. 8) Семь раз примерь, а один раз отрежь.

б) Спишите, расставляя знаки препинания, объясните постановку двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.

Шмель пишет письма. (Не)вер..шь попробуй (как)нибудь весной посл..дить за шмелём.

Как(то) странно ведёт себя сегодня шмель то в одном месте к..снётся коры дерева то в другом. Потом летит к к следующ..му дереву и (то)же к..сается в разных местах его коры или кусает листья и веточки. Но летит шмель от дерева к дереву (не)прямо он делает большой круг. И в конце концов возвр..щается к первому дереву. Долго люди (не)могли понять что(же) такое происходит со шмелями. Но вот несколько лет назад учёные наконец открыли секрет этих насекомых оказ..вается шмели «пишут письма» шмелихам.

(По Ю. Дмитриеву)

• Объясните правописание выделенного слова и приведите свои примеры на то же правило.

• Какие орфографические правила вы применяли, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы? Постарайтесь их сгруппировать.


3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с применением интерактивного приема «Микрофон»

• Какие смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении обозначаются тире?

• Какими союзами можно «проверить» эти смысловые отношения?

• С какой интонацией произносится бессоюзное сложное предложение, если в нём стоит тире?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Творческое задание. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, в качестве тезиса (мысли, которая нуждается в доказательстве) используя одну из пословиц, записанных в тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]