Все уроки Русского языка 9 класс
Развитие речи. Сочинение на общественно важную тему (экологическую) - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Цели: формировать умение писать сочинение на общественно важную тему; показать особенности языковых средств публицистического стиля; воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию.
Оборудование: запись на доске, учебные тексты, слайды, фотографии картин природы.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Что такое публицистическая тема?
• Что такое публицистический стиль речи?
• Какого его назначение?
• Каковы языковые средства, характеризующие публицистический стиль?
2. Оформление записи на доске по ходу ответов учащихся
Языковые средства публицистического стиля
Синтаксические |
Лексические |
Морфологические |
• Обращения; • риторические вопросы; • восклицания; • побудительные предложения |
• Торжественная лексика; • образные выражения; • фразеологизмы |
Местоимения ты, твой, тебя в обобщенном значении |
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Единство человека и природы. Всегда ли мы осознаем; как тесно связаны с природой, как зависим от нее? Природа дает нам не только средства труда, продукты питания, здоровье, но и обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость и является источником творческого вдохновения. «Перед человеком,— писал В. Сухомлинский,— открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи.». Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы.
Вот так видят природу те, кто ее любит, внимательно наблюдает, изучает и оберегает.
(Демонстрируются цветные слайды, фотографии картин природы.)
«Я сорвал цветок — и он увял. Я поймал мотылька — и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Это строчки со щита у дороги, экологической тропы, организованной учениками одной из школ. Для эстетически развитого и нравственно воспитанного человека важно не только уметь видеть, чувствовать красоту цветка, ветки, животного, но и оберегать эту красоту.
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Чтение учителем отрывка из произведений В. Астафьева
Ныне совсем уж редко поднимаюсь я по горной тропе на второй увал, еще реже хожу на Черную гору, подножье которой исполосовано тракторными гусеницами. Горы — с чудовищными удавками на шее — линиями электропередач, что нагло вознесли над миром свои опоры. Идут они уверенно по широкой реке-просеке, и все перед ними расступаются. Под опорами — россыпью дачные дома причудливых форм, расцветок, с оградками из струганного штакетника. Бегут люди из задымленных городов на свежий воздух, к земляной работе: своя растет ягода, цветочки-ноготки. Вот и все, чего достиг трудящийся, тут все его богатство, светлое будущее в яви и в натуре. Ради него разорены села, порублены леса, искорежены, с места стронуты горы.
(В. Астафьев)
2. Беседа
• В какой мере справедливо утверждение писателя?
• Вы согласны, что вопрос поставлен остро? Чем вызвана такая острая постановка вопроса?
• Кто согласен с В. Астафьевым? Кто не согласен с писателем?
3. Чтение и анализ публицистического текста, предложенного учителем, с целью выявления остроты экологической проблемы
ОГЛЯНИСЬ, ЧЕЛОВЕК! ЗЕМЛЯ В БЕДЕ!
Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны — вся земля. Но беды природы — это прежде всего наши беды. Мы, люди, дети природы.
Ученые с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называют экологическими (греч. ойкос — «жилище», логос — «наука, знание»). Экология — наука о взаимоотношениях живого и неживого на нашей планете.
Ученые предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе. Судьба людей в их руках. Для этого нужны знание, добрая воля и целеустремленный труд.
(По Н. Реймерсу)
Беседа
• В чем заключается тревога ученого?
• Что помогает нам понять, что тревога велика и обоснованна? (Земля, природа — в беде.) Каковы языковые средства выражения актуальной мысли?
• Отчего происходит беда?
• К кому обращается ученый? Кто, на его взгляд, может помочь в беде?
4. Разъяснение учебной ситуации
• А теперь давайте подумаем над тем, кому вы, ребята, адресуете свои суждения? (Товарищам, одноклассникам, ведь каждый из нас должен написать сочинение на общественно важную тему)
• Как вы обратитесь к сверстникам, говоря о любви к природе и необходимости беречь ее? («Дорогой друг! Мой дорогой одноклассник!»)
• Да, форма единственного числа более приемлема, чем множественного числа, но допустимо последнее: «Дорогие одноклассники! Друзья!»
5. Работа над вступлением к сочинению, от которого зависит, в какой мере удастся привлечь внимание к проблеме
С каким вопросом можно обратиться, чтобы начать работу?
(— Любишь ли ты природу?
— Знаешь ли ты, как чудесно, как прекрасна природа родного края, природа Земли?
— Приходилось ли тебе задумываться над тем, как прекрасна земля и ее природа?)
6. Высказывания учащихся по вопросу: «Охраняй природу. Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?»
Поиск нужных синтаксических конструкций в соответствии с вопросами учителя.
• С каким призывом вы обратитесь к своим ровесникам?
• Какой конкретный материал из близкой вам школьной жизни найдет отражение в заметке?
• С каким предложением вы выступите?
• Как назовете свою работу?
Комментарий для учителя
Выводы по уроку могут быть примерно такими:
• Стань другом и защитником природы.
• Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда наша планета будет жить.
• Помни: невежество в отношении к природе ненормально.
В ходе беседы по содержанию работы делается на доске запись структуры сочинения-рассуждения публицистического характера.
1) Тезис, отвечающий первой части темы.
2) Аргументы.
3) Тезис, отвечающий второй части темы.
4) Аргументы.
5) Тезис, отвечающий условию рассказать об отношении к природе на материале жизни класса, школы.
6) Аргументы.
7) Выводы.
7. Самостоятельная работа учащихся над составлением сочинения-рассуждения на общественно важную тему (черновые варианты)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, носить в сердце — это и есть высшее проявление культуры человека.
Однако эстетическое отношение к природе не должно быть пассивным. Отправляясь на природу, надо быть не только потребителями ее красоты и даров, но и активными помощниками в сохранении и умножении этой красоты. Увидели родничок — укрепите начавшийся размыв, заметили рану на березе — залечите ее. Развести зимой кормушки для птиц, подумайте о подкормке животных.
Помните слова М. Пришвина, обращенные к вам: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы... Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значить охранять родину».
VI. Домашнее задание
Отредактировать черновой вариант сочинения, закончить творческую работу в тетради.