Все уроки Русского языка 9 класс
Развитие речи. Официально-деловой стиль речи. Автобиография - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ
Цели: познакомить учащихся с автобиографией как деловым документом и художественным произведением, научить составлять автобиографию; совершенствовать навыки работы с документацией; воспитывать ответственное отношение к оформлению деловых бумаг.
Оборудование: схема, раздаточный материал.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Запишите и прокомментируйте высказывание известного русского лингвиста Л. В. Щербы
Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков.
2. Работа со схемой «Официально-деловой стиль»
• На какие две разновидности подразделяется официально-деловой стиль?
• Что входит в официально-деловой подстиль?
• Что содержит обиходно-деловой подстиль?
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Прочитайте слова. Какие из них преимущественно употребляются в официально-деловом стиле? Что они обозначают? (Обращение к записи на доске.)
Удостоверять, взимать, лес, утро, нижеизложенный, красота, протокол, расследование, луг, инструкция, дирекция, травушка, резолюция, стихотворение, уведомление, учебник, аннулировать, солнце, конфискация.
Сегодня мы будем говорить о стиле, который получил название официально-деловой.
Данный стиль речи отличается от всех других стилей лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями и набором определённых оборотов речи, удобных для ведения деловых бумаг.
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Сообщение учителя
(ознакомление учащихся с деловыми бумагами)
(Слушая учителя, учащиеся составляют тезисы его сообщения.)
К деловым бумагам относятся: заявление, автобиография, расписка, доверенность, счёт, почтовый перевод, справка, удостоверение, докладная записка, протокол, резолюция, письменный отчет о работе.
Деловые бумаги составляют по определенной форме.
Слово автобиография греческого происхождения и состоит из трех частей авто-, био-, графо-. В современном русском языке употребляется в значении «описание своей жизни». Различают две разновидности автобиографии: автобиография — официальный документ и автобиография — литературное произведение.
В автобиографии — официальном документе — человек описывает свою жизнь и деятельность. Она составляется и подается обычно при поступлении в учебное заведении или на работу. Форма деловой автобиографии включает следующие элементы: наименование документа, текст автобиографии, дату написания, подпись составителя.
В тексте автобиографии указываются: фамилия, имя, отчество того, кто составляет автобиографию; основные факты из жизни: дата и место рождения, сведения об образовании, трудовой и общественной деятельности, награды (поощрения); краткие сведения о составе семьи (где и кем работают или учатся члены семьи); домашний адрес.
Пишется этот документ произвольно от имени первого лица. Пишущий основное внимание должен уделить фактам.
Все сведения в автобиографии располагаются в хронологическом порядке, чтобы можно было представить жизненный путь, деловую квалификацию и общественную деятельность человека.
2. Ознакомление с художественной автобиографией
Сейчас вы услышите автобиографии знакомых вам личностей, представленные в художественном стиле. По фактам, изложенным в них, определите, кому они принадлежат.
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской области, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Бабушка любила меня из всей своей мочи, и нежности её не было границ.
Так пролетело моё детство. Когда же я вырос, из меня захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
Я САМ
Я — поэт. Этим я интересен. Об этом и пишу...
Родился 7 июля 1894 года (или 93 — мнение мамы и послужного списка отца расходятся. Во всяком случае не раньше). Родина — село Багдади, Кутаисская губерния, Грузия...
Отец: Владимир Константинович (багдадский лесничий), умер в 1906 году.
Мать: Александра Алексеевна...
Сёстры: а) Люда.
б) Оля.
Лет семь... Отец стал брать меня в верховные объезды лесничества...
Учила мама и всякоюродные сёстры. Арифметика казалась неправдоподобной... Переехали. Из Багдад в Кутаис. Экзамен в гимназию. Выдержал...
Приготовительный, 1-й, 2-й. иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром...
Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в голове...
Не до учения. Пошли двойки. Пошли демонстрации и митинги. Я тоже пошел. Хорошо.
В чем различия в стиле, в манере письма С. Есенина и В. Маяковского?
3. Словарная работа
Прочитайте словосочетания и их толкования. Составьте предложения так, чтобы ясны были различия в их значении.
Социальное происхождение — это принадлежность по рождению к тому или иному классу, социальной группе. Определять социальное происхождение следует по отцу: из рабочих, из служащих, из крестьян.
Социальное положение — это место, роль кого-либо в общественной жизни: рабочий, служащий, крестьянин.
4. Ознакомление с деловой автобиографией
Помимо художественной биографии существует и деловая. Практически каждый человек с этим видом деловых бумаг встречается обычно в жизни неоднократно.
Если это автобиография не школьника, а взрослого человека, то она дополняется такими сведениями: семейное положение, состав семьи.
В официальных документах часто используют языковые штампы и стереотипы, так называемые клише, но это не в коей мере не является недостатком, ведь от документа не ждут, чтобы в нем появилась яркая индивидуальность автора. Учащиеся должны понять, что те же самые средства при разговоре на бытовую тему, в дружеском письме, в устном или письменном сочинении не употребляются — это не уместно и может вызвать смех.
Перед вами список наиболее необходимых языковых оборотов — клише, которые могут использоваться при написании автобиографии. Запишите их в тетради.
Запись на доске
• «В процессе обучения»;
• «ввиду переезда»;
• «в связи с желанием углубленно изучать»;
• «в течении последнего времени»;
• «прибыв в Крым»;
• «награжден как участник олимпиады (математического боя)»;
• «получил диплом. степени»;
• «является членом МАН, защищал честь г. Купянска»;
• «представляя общеобразовательную школу № 1, участвовал в областном конкурсе творческих работ «Молодая Слобожанщина»;
• «неоднократно выступал в Русском культурном центре»;
• «являясь кандидатом в мастера спорта, принимал участие»;
• «после окончания школы, по окончании школы».
5. Ознакомление с образцами автобиографии по учебнику или раздаточному материалу
Образец
АВТОБИОГРАФИЯ
Я, Шевченко Галина Анатольевна, родилась 21 октября 1990 года в г. Харькове в семье служащего.
В 1997 году поступила в первый класс гимназии № 3 г. Харькова, где учусь по сегодняшнее время.
В 1998 году поступила в первый класс детской музыкальной школы по классу фортепиано.
С 2000 года посещаю танцевальный кружок.
Принимала участие в художественной самодеятельности, школьных, районных и городских олимпиадах по математике, имею грамоты.
Отец, Шевченко Анатолий Николаевич, работает старшим инженером в научно-исследовательском институте биохимии.
Мать, Шевченко Наталья Андреевна, работает врачом районной поликлиники № 2 г. Харькова.
Брат, Шевченко Илья Анатольевич, учится в одиннадцатом классе гимназии № 3 г. Харькова.
Домашний адрес: г. Харьков, ул. Сумская, 2, кв. 11.
29 сентября 2004 г. Подпись Шевченко И. А.
АВТОБИОГРАФИЯ
Я, Фёдоров Артём Геннадьевич, родился 19 июля 1970 года в селе (название села, района, области) в семье колхозника.
Отец, Фёдоров Геннадий Кириллович, работает механиком колхоза; мать: Фёдорова Варвара Николаевна,— ветеринарный врач.
В 1977 году поступил в среднюю школу, которую окончил в 1987 году.
С сентября 1987 года работал грузчиком на зерносушильном складе.
В 1988 году поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации. В настоящее время учусь на 3 курсе.
22 июня 1990 г. Фёдоров А.
6. Самостоятельная работа по составлению автобиографий
(черновые варианты)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа (прием «Микрофон»)
• Какие виды официально-деловых бумаг вы знаете?
• Каковы различия между автобиографией и биографией?
• Как составляется автобиография?
VI. Домашнее задание
Отредактировав черновой вариант, закончить работу по составлению автобиографии в тетради.