Итоговое повторение. Синтаксис и пунктуация простого предложения - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Все уроки Русского языка 9 класс

Итоговое повторение. Синтаксис и пунктуация простого предложения - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; закрепить навыки постановки знаков препинания внутри осложнённого простого предложения.

Оборудование: обобщающие таблицы, раздаточный материал.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Одна из важнейших задач школьного предмета «русский язык» — научить человека, с детства владеющим русским литературным языком в устной форме, грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок писать. Прежде всего — писать! Иначе, дано: все слова и предложения русского языка в устной форме. Требуется: уметь записать всё это по принятым в русском языке правилам орфографии и пунктуации (и исключениям из них).


III. Актуализация опорных знаний

Работа с обобщающими таблицами (с выполнением практических заданий)

а) Тире в простом предложении


Тире между подлежащим и сказуемым

Примечание. Тире ставится только при логическом ударении на подлежащем или сказуемом



• Пользуясь таблицей, сформулируйте основные правила употребления тире в простом предложении.

• Какие из этих случаев постановки тире встречаются наиболее часто?

• Придумайте или подберите предложения в соответствии со схемами; объясните постановку тире в этих предложениях.


б) Односоставные предложения


Вид односоставного предложения

Выражение сказуемого

Примеры

Определённо-личное

Глагол в форме 1-го или 2-го лица

1. Люблю тебя, моя Россия (С. Васильев).

2. Светись, светись, далёкая звезда (М. Лермонтов)

Неопределённо-личное

Глагол в форме 3-го лица мн. ч. наст. и буд. Времени.

Глагол мн. ч. в прош. времени

1. Дорожки каждое утро посыпают песком.

2. Лампы скоро зажгут.

3. Кричали где-то далеко

Безличное

Безличный глагол, личный глагол в безличной форме, неопределённая форма глагола и др.

1. Морозит. 2. Пахнет лесом. 3. Мне холодно. 4. Стоять на одном месте нельзя

Обобщённо-личное

Как в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях

1. Чужим умом в люди не выйдешь.

2. В лес дров не возят (Пословицы)

Назывное

Сказуемого нет

Полярная ночь. Льды. Безмолвие


• Придумайте или подберите односоставные предложения.

• Определите, чем выражено сказуемое в этих предложениях. Назовите вид односоставных предложений.

• Назовите общие и отличительные признаки односоставных предложений.


в) Запятые между однородными членами


1. О,

О

2. О, а

О а, но, да (= но), однако, зато и др.

3. ни О, ни

О то-то, или-или, либо-либо, не то — не то и др.

4. как О, так и

О как, так и; не только, но и, и др.

5. О и

О и, или, либо, да(= и)


Примечание: 1. Она хорошо танцевала, да и пела неплохо.


2. Разбудили меня ни свет ни заря.

• Рассмотрите схемы и вспомните правила о постановке запятых между однородными членами.

• Укажите значение союзов в таблице (пункты 3, 4 и 5). Назовите другие союзы той же группы (союзы в этом случае заносятся на классную доску после ответа учащихся).

• Вспомните обобщённую формулировку правила о постановке запятых между однородными членами (запятые между однородными членами предложения ставятся всегда, кроме одного случая, когда они соединены одиночными союзами и, или, либо, да (=и)).

• Придумайте предложения с союзами да, и.

• Приведите примеры фразеологических оборотов, в которых не ставится запятая. Придумайте с этими оборотами предложения.

• Придумайте и запишите предложения с однородными членами, составьте схемы расстановки знаков препинания в этих предложениях.


IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

а) Прочитайте. Перепишите, расставляя знаки препинания и подчёркивая односоставные предложения. Укажите, к какому типу каждое относится. Определите стилистическую принадлежность связного текста. Аргументируйте свой ответ.

1) Манила свежесть тёплой прозрачной воды. Серёжу пот..нуло и..купаться. 2) В лесу тихо. 3) Где можно найти командира брон.. поезда? 4) Как солом..нку вышибло Павла из седла. 5) Как хоч.. тся пить. 6) Сегодня к нам из санитарного поезда пр..везли группу (тяжело)ран..ных. 7) Хлеб доставим ночью. 8) На этом пр..рываю записи. 9) В дверь постучали.

(Н. Островский)

б) Прочитайте, найдите однородные члены, обобщающие слова при них. Перепишите, расставляя знаки препинания. Какие значения вносят в предложения различные союзы при однородных членах? Составьте схемы 1, 3 и 5-го предложений.

1) Мы св..рнули п..латки взв..лили на себя рю..заки и пошли (К. Паустовский). 2) С востока наносило (н..)то ни..кие, чёрные тучи (н..)то холодный дым исполинского пожара (К. Паустовский). 3) На столе на полу на тесовой полочке всюду стояли и лежали книги (В. Солоухин). 4) Я (н..)вижу (н..)голубого неба (н..)синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (И. Гончаров) 5) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на п..рилах б..лкона и на листве (А. Толстой).

2. Самостоятельная работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа (коммуникативный прием «микрофон»)

• Для чего служит словосочетание? предложение?

• Каковы отличительные признаки простого предложения?

• Расскажите об употреблении тире в простом предложении.

• Дайте характеристику односоставных предложений.

• Что вы знаете о постановке знаков препинания при однородных членах предложения?


VI. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Для любых предложений по сайту: [email protected]